Единый рынок государственных закупок в рамках Евразийского экономического союза.

205
Гафуров Ернар Еркенович
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, город Алматы
Экспертами всех трех стран – участниц ЕАЭС уже неоднократно обсуждались пути развития ЕРГЗ. В первую очередь необходима интеграция системы электронных государственных закупок для стран – участниц ЕАЭС.

Главами государств Республики Беларусь, Казахстана и Российской Федерации на совместных совещания в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) неоднократно поднимались проблемы проведения государственных закупок. Как известно, в январе 2015 года к ЕАЭС присоединилась Армения, а в дальнейшем – Киргизия.

В связи с этим государственными органами этих стран проводилась и проводится работа по совершенствованию законодательств внутри каждого государства. С этой целью организовываются различные конференции, брифинги и круглые столы с участием предпринимателей и представителей государственных органов, где обсуждаются вопросы внесения изменений в законодательные акты, которые позволят привести процедуры государственных закупок к общему знаменателю. При этом Казахстан занимает одну из лидирующих позиций в разрешении данного вопроса.

Так, 20 марта 2015 года в г. Минске член Коллегии по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Нурлан Алдабергенов выступил с заявлением, в котором сообщил, что уже в 2016 году планируется создать Единый рынок государственных закупок.

Следует знать. Для создания Единого рынка государственных закупок потребуется упростить вопросы выдачи электронного ключа для нерезидентов Казахстана, чтобы можно было запустить механизмы государственных аппаратов.

Между Россией и Беларусью уже существует подобная схема взаимоотношений, однако Казахстану необходимы дополнительные изменения в законодательстве, чтобы предприниматели указанных республик могли свободно участвовать в государственных закупках в Казахстане, а наши предприниматели могли беспрепятственно поставлять товары, работы и услуги для государственных учреждений Беларуси и России.

Процедура создания Единого рынка государственных закупок (далее – ЕРГЗ) объединит юридические лица и государственные учреждения в процессе осуществления закупок. Преимуществами создания ЕРГЗ являются: упрощение процедур, ускорение закупа экспортируемых и импортируемых товаров, то есть увеличение товарооборота между странами.

Экспертами всех трех стран – участниц ЕАЭС уже неоднократно обсуждались пути развития ЕРГЗ. В первую очередь необходима интеграция системы электронных государственных закупок для стран – участниц ЕАЭС.

Несомненными плюсами создания ЕРГЗ являются экономия денежных средств, а также искоренение коррупции.

Предполагается, что при создании ЕРГЗ коррупция автоматически исключается, так как между участниками государственных закупок отсутствует личный контакт.

В целях создания ЕРГЗ специально уполномоченный орган – ЕЭК проводит работу по мониторингу законодательных актов государств в области государственных закупок, принимаемых на национальном уровне. При этом в нормативно-правовые акты (далее – НПА), которые не соответствуют принятым стандартам, вносятся изменения, а НПА, ограничивающие конкуренцию или ущемляющие права поставщиков и заказчиков, изменяются или аннулируются путем издания соответствующих постановлений или указов.

Следует также отметить, что в связи с мировым экономическим кризисом, а также снижением цен на энергоносители в странах ЕАЭС понизился товарооборот. Если совсем недавно страны таможенной «тройки» имели единый рынок товаров, которые перемещались в рамках ЕАЭС свободно, то в связи с падением товарооборота, а также формированием ЕРГЗ наиболее интересным для поставщиков и заказчиков является следующее новшество: достигнута аналогичная договоренность по нескольким десяткам секторов сферы услуг. Считается, что данные уступки серьезные, ведь это примерно половина экономики Беларуси, России и Казахстана.

Отныне каждый заказчик будет рассматривать поставщика страны – партнера как «своего» потенциального поставщика.

Это означает, что каждая компания сможет на всем пространстве ЕАЭС осуществлять деятельность как у себя дома – без дополнительной регистрации в форме юридического лица, а полученная им лицензия в случае, если она требуется для поставки данной услуги, будет взаимно признана в государстве – партнере.

В настоящее время наметились тенденции к созданию ЕРГЗ уже в 2016 году. Таким образом, доступ к отношениям на рынках внутри государств – участников ЕАЭС на равных условиях получат предприниматели всех стран. Это существенно повысит конкуренции, соответственно повлечет рост качества услуг и увеличит экономию государственных средств. Цена вопроса достаточно велика: по итогам 2014 года объем единого рынка государственных закупок России и Беларуси составил около 264 млрд долларов.

Помимо указанных преимуществ существует еще и бонус для предпринимателей. Это содействие при доступе на рынки третьих стран. Такие полномочия закреплены в Договоре о ЕАЭС за ЕЭК. В частности, ЕЭК во взаимодействии с уполномоченными органами Беларуси, Казахстана и России будет заниматься также вопросами выявления и устранения барьеров в отношении товаров и услуг союза на рынках третьих стран в целях обеспечения недискриминационного подхода со стороны торговых партнеров. Предполагается, что страны, не участвующие в ЕАЭС, но имеющие торговые партнерские отношения с какой-либо одной из стран, под давлением ЕРГЗ будут вынуждены смириться и оказывать другим странам, участвующим в ЕАЭС, равнозначные услуги, выполнять работы и поставлять товары.

Рассмотрим данную ситуацию более подробно.

Так, в соответствии с подпунктом 4) статьи 1 Закона РК «О государственных закупках» потенциальный поставщик – физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо (за исключением государственных учреждений, если иное не установлено для них законами РК), временное объединение юридических лиц (консорциум), претендующее на заключение договора о государственных закупках.

Таким образом, при создании ЕРГЗ в качестве поставщика будут выступать предприниматели, которые для поставки товаров, работ и услуг обязаны быть зарегистрированы в налоговых органах страны – участницы ЕАЭС. То есть данные поставщики напрямую будут иметь отношения с государственными органами административно-распорядительного характера.

В то же время необходимо отметить, что предприниматели при поставке товаров, работ и услуг в основном используют японские, американские, немецкие бренды. Так происходит, например, при поставках государственным учреждениям офисной, компьютерной техники таких брендов (марок) как ToshibaSonyPanasonic и др. В связи с этим государства – участники ЕАЭС могут разработать и издать новые НПА, либо внести изменения в уже существующие. Данные изменения обязывали бы предпринимателей, к примеру, из России, участвующих в поставках для государственных организаций Казахстана, в контракты с поставщиками компьютеров из Японии включать пункты о поставках тех же самых компьютеров для предпринимателей Казахстана по ценам, аналогичным, как и в поставках для предпринимателей Казахстана.

Е. Е. Гафуров

Источник: Электронная система «Actualis» по госзакупкам



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Участвуй в наших семинарах

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией


    Рассылка






    © 2007–2017  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

    По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

    По вопросам клиентской поддержки:         +7 (727) 237-77-04

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт предназначен для специалистов по госзакупкам

    Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
    зарегистрируйтесь.
    Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
    • доступ к 1 000+ полезных статей
    • 4 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
    • ежедневно обновляемая информация
    • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль