ЕАЭС: проблемы и тенденции

266
ЕАЭС: проблемы и тенденции
Абишев Александр Александрович
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, город Костанай
Определенная категория казахстанских предпринимателей достаточно долго ждут того момента, когда они смогут выйти на рынок электронных государственных закупок других стран-участниц ЕАЭС

Несмотря на неоднократные заявления об успешном решении многочисленных проблем, вот уже год за годом эти проблемы отодвигают намеченные государствами планы по интеграции рынка государственных закупок  стран-участниц ЕАЭС.

Намерения создать единый рынок государственных закупок в странах  сначала Таможенного союза, а затем ЕАЭС, озвучиваются уже несколько лет. И хотя еще в 2014  году представители некоторых казахстанских профильных ведомств заявляли, что с нашей стороны все давно готово, и они только ждут партнеров по союзу, в действительности же между Россией и Беларусью этот процесс идет полным ходом, начиная с 2013 года (вышеуказанный первый этап интеграции). В итоге получается, что запаздывает именно Казахстан.

Некоторое время назад, по мнению казахстанской стороны, одним из главных препятствий для запуска единой электронной площадки государственных закупок стран ЕАЭС являлось проведение в России и Беларуси «бумажных» закупок. Как известно, осуществление закупок в бумажном формате  значительно ограничивает участие в них поставщиков других стран. Получать конкурсную документацию и взаимодействовать с заказчиком сложнее на бумаге, чем в электронном формате.

С 2012 года  львиная доля государственных закупок в Казахстане проводится в электронном варианте. По данным ЕЭК, в 2013 году доля электронных закупок трех стран составила 42 %. По их же прогнозам, в 2015 году этот показатель планировалось довести до 60 %.

Также говорилось о том, что Казахстан готов к запуску национального режима и участию в единых государственных закупках и что наши ведомства только ждут когда их коллеги из России и Беларуси со своей стороны выполнят  работы по подготовке единой электронной площадки и решат вопросы с признанием ЭЦП.

Однако пока наша страна ждала, в российских и белорусских источниках указывалось на активное взаимное участие бизнеса в государственных закупках двух стран. Так, в 2011 году белорусскими поставщиками в России был заключен 131 контракт на сумму 162,8 миллиона рублей, в 2012 году - 246 контрактов(214,7 миллиона рублей), в 2013 году – 206 контрактов (227,8 миллиона рублей).

В свою очередь российские поставщики также принимают активное участие в закупках, проводимых в Беларуси: в 2011 году победителями конкурсов стали 396 компаний (общая стоимость закупок составила 40,5 миллиона долларов США), в 2012 году – 589 компаний (на сумму 98,4 миллиона долларов США), в 2013 году - 630 компаний (54,9 миллиона долларов США).

Что касается участия казахстанских предприятий в закупках России и Беларуси, то по состоянию на 2015 год, в ЕЭК имелись лишь данные об участии казахстанских компаний в государственных закупках Беларуси в 2013-2014 годах. За эти годы всего три фирмы из Усть-Каменогорска и Костаная выиграли пять конкурсов на общую сумму 3,8 миллиона долларов США. Они поставили в Беларусь керамические изделия, пшеницу и цинк.

Определенная категория казахстанских предпринимателей достаточно долго ждут того момента, когда они смогут выйти на рынок именно электронных государственных закупок  других стран-участниц ЕАЭС (прежде всего, России) и на равных с их поставщиками участвовать в их государственных (муниципальных) закупках. 

По факту на сегодняшний день казахстанские предприятия напрямую всё еще не могут участвовать в государственных закупках стран ЕАЭС, только через  свои представительства (филиалы). А иметь свои филиалы за пределами страны могут позволить себе далеко не все компании. Также можно принимать участие  в тех государственных заказах, которые проводятся в бумажном  формате. 

Как следует из указанного возможность участия казахстанских поставщиков в государственных закупках стран-участниц ЕАЭС пока остается довольно ограниченной.

На данный момент доля государственных закупок в странах ЕЭАС, проводимых с возможностью участия поставщиков из других государств ЕАЭС, остается незначительной (кроме закупок между Россией и Белоруссией). Кроме того, довольно часто, так или иначе, предпочтение отдается местным поставщикам. В связи с этим доступные на сегодняшний день казахстанским компаниям способы участия в государственных закупках стран ЕАЭС не являются привлекательными. 

Но ситуация должна кардинально измениться как только законодательство государств-членов ЕАЭС в области государственных закупок будет окончательно приведено в соответствие с  требованиями норм Договора о ЕАЭС и заработает единая электронная площадка с реальной возможностью взаимного признания ЭЦП и подписания электронных договоров.

Главная (общая) задача, которая сейчас стоит перед руководящими органами ЕАЭС, это окончательно сформировать из разрозненных электронных систем единый союзный рынок государственных закупок. Самое сложное на интеграционном пути, как уже упоминалось, стало создание криптографической подписи (ЭЦП) участника  закупок и безопасного его использования. На решение этой задачи ушло полтора года.  На очереди решение вопроса о заключении электронных договоров.

Помимо общих проблем по внедрению единой электронной площадки и взаимному признанию ЭЦП, в каждом государстве-члене ЕАЭС есть свои проблемы, связанные с проведением государственных закупок. Это относится и к нашей стране. На рынке государственных закупок Казахстана также имеются свои проблемы.

По данным  Национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен» в 2014 году в палату поступило 268 жалоб по вопросам закупок, из них наибольшее количество обращений касается государственных закупок (34,4 %). Из общего количества обращений, поступивших в НПП, 30 % - это необоснованное отклонение и подведение закупок под определенного поставщика. Также поступили жалобы в филиалы палаты предпринимателей в областях и городах. Из 1174 поступивших обращений на долю государственных закупок приходится 27 %. Наряду с этим наблюдается тенденция увеличения количества обращений в НПП, за первый квартал 2015 года – 168 случаев. Выявляется множество административных  правонарушений. Остается высокой доля закупок из одного источника (41,8 %). На конкурентной основе (по состоянию на начало 2015 года) проводятся лишь 27,8 % закупок из общего объема государственного заказа.

Стоит еще раз подчеркнуть, что взаимное участие в государственных закупках в рамках ЕАЭС, вследствие значительного превышения объема казахстанского рынка, сыграет большую роль для казахстанского бизнеса. 

Вместе с тем, после реализации на практике взаимного признания  ЭЦП и запуска единой электронной площадки, скорее всего, увеличиться число компаний из стран-участниц ЕАЭС, участвующих в государственных закупках в Казахстане. Пока что, по данным на второе полугодие 2015 года, доля нерезидентов в Казахстане составляла всего 0,01 процента.  Увеличение количества,  по сути иностранных, поставщиков непременно отразится на уровне конкуренции и здесь уже так однозначно нельзя утверждать, что данное обстоятельство положительно скажется на казахстанском бизнесе. Тем более не за горами уже «окончательное» вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) и как следствие этого выход на казахстанский рынок предприятий государств-членов ВТО.

Источник: Журнал «Государственный заказ. Вопросы и ответы» – kz, № 12-2016



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:         +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по госзакупкам

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 000+ полезных статей
  • 4 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль