Предпосылки к введению единой валюты

30
Предпосылки к введению единой валюты
Интервью с министром по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимуром Сулейменовым

По мнению Тимура Сулейменова, члена коллегии (министра) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии, предпосылок к введению единой валюты нет.

 – Как вы думаете, ввиду того, что все акцизы в рамках ЕАЭС должны быть гармонизированы, будет ли Казахстан и другие члены ЕАЭС вводить подобные акцизы?

– Недавно президент России Владимир Путин на совещании совета министров поставил вопрос о необходимости введения акциза на пальмовое масло. Это предвестник так называемой серии акцизов на вредные продукты. Мы ожидаем появления в РФ акцизов на газировку, чипсы, на многие другие продукты, которые по регламенту ВОЗ можно назвать вредными.

С точки зрения того, должен ли будет Казахстан вводить акциз на соответствующую продукцию, будь то пальмовое масло или газировка, в рамках ЕАЭС заложен налоговый суверенитет, то есть мы не обязаны вводить те налоги, которые имеются в других странах. Да, мы ведем гармонизацию акцизов по тем стандартным подакцизным товарам, которые у нас есть: алкоголь, табак, машины. Нефтепродукты пока не трогаем, потому что там ряд двусторонних договоренностей есть.

 – Будет ли в дальнейшем подниматься вопрос российской стороной о введении акциза, если приток товаров через вас опять пойдет к нам?

 – Дело в том, что акциз, как и любые другие косвенные налоги, платится по стране назначения. Если мы говорим о стандартном «белом» обороте, то в любом случае все причитающиеся налоги будут платить по российским правилам в российском размере. Поэтому в этой части проблем я не вижу.

И если казахстанское правительство примет решение об акцизах на «вредные» товары, то это будет суверенное налоговое решение.

Если говорить об акцизах на товары, по которым сегодня существуют перетоки, то на виду такая проблема. Оптовый рынок Алматы и юг РК завален дешевыми алкоголем и сигаретами из Кыргызстана. На севере много российских подобных товаров. Введение акцизов приведет к удорожанию продукции, ввозимой законно, но дешевая продукция, ввезенная контрабандно, никуда не денется. Как в этом случае мы будем действовать?

– Абсолютно правильная оценка ситуации. И гармонизация акцизов – это то неизбежное обязательство, которое должны страны – партнеры ЕАЭС взять на себя, если мы имеем открытые рынки и свободное передвижение товаров. Ясно, что мы не можем регулировать вещи на уровне себестоимости по типу: у кого что сколько стоит. Но если мы говорим о подакцизных товарах, где доля рынка высока и конечная цена определяется во многом государственной политикой, там нужно гармонизировать. Поэтому, на мой взгляд, тут не надо делиться по странам. Повторюсь, гармонизация акцизов – неизбежное обязательство, которое необходимо принять, и сейчас работа у нас ведется.

А как производителям, импортерам, экспортерам поступать в рамках постоянно колеблющегося курса валют стран – участниц ЕАЭС? Что делать?

– Координация курса жизненно необходима. Год назад мы все очень переживали и видели определенные негативные последствия, когда девальвация в Казахстане была проведена позднее, чем в России. Соответственно достаточно долгое время дисбаланс один к трем сохранялся, и Россия наращивала свои экспортные возможности для Казахстана. А казахстанские товары были абсолютно неконкурентоспособны на российском рынке и становились невостребованными у себя. Поэтому координация курса очень важна.

– Когда начнется эта работа? И где баланс видят те, кто непосредственно ра­ботает с экспортно-импортными операциями?

– Здесь сложно сказать. В договоре достаточно мягко написано, что мы коорди­нируем валютную, курсовую политику. Ясно, что формулировка достаточно широкая и может подразумевать полноценные контакты, согласование каких-то действий, а также информирование раз в квартал или год. Есть отдельный орган, коалиционный совет по валютной политике, куда входят главы центральных банков. Они встречаются достаточно регулярно и отрабатывают эти вопросы.

Мы же поднимаем вопрос в более широком ключе: нам нужен институт финансовой стабильности в целом, не только по курсам, но и по другим вопросам. Речь идет о согласовании на евразийском уровне всех вопросов налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Мы создали один организм, общие товарные рынки, значит, должны его правильно питать и регулировать. Однако пока есть определенный национальный скептицизм и эгоизм. Точки зрения ведомств, центральных банков таковы, что уровень координации и интеграции для нас достаточен. Поэтому, имея полномочия Комиссии, мы должны инициировать решение данной проблемы. Пока это идет достаточно тяжело. Но что координация нужна, у меня не вызывает сомнений.

Получается, что координация сводится к единой валюте?

– Нет, у нас предпосылок к этому нет, обязательств или каких-либо декларативных намерений ни в договоре, ни в документах, из него следующих, также нет.

– Вы говорите, что курс валют стал поводом для выяснения отношений как внутри Союза, так и вне его. Что предлагается делать, чтобы нивелировать провалы в курсе, чтобы эти риски вообще исключить?

– У нас нет единой кредитной политики. Однако есть договор, есть коалиционный совет по валютной политике, центральные банки работают, думаю, что они знают об этих проблемах реального сектора не хуже нас и надеюсь, что какие-то инструменты они уже используют и будут их улучшать и оптимизировать.

– Имеет ли ВОЗ влияние при принятии решения по увеличению акцизов?

– Ну, в первую очередь, ясно, что мы не принимаем эти решения самостоятельно. Влияние Минздрава, групп против табака – значительное, как и везде, но тем не менее это налоговая политика, и, на мой взгляд, здесь необходимо учитывать все факторы, которые на нее влияют. Алкоголь, табак – однозначно – это вредные продукты, и это необходимо учитывать.

С другой стороны, просто поднимать акциз – это не выход. Поэтому взвешенный подход, который есть у Министерства финансов и Министерства экономики, реализуется и в Комиссии, т. е. эти ставки выверены, в том числе и с Минздравом.

Еще хочу отметить, что общий тренд, который мы задали в Евразийском союзе по гармонизации акцизов, – верный, мы не стоим на месте, не спускаемся, мы идем вверх. Тем более что страны, недавно присоединившиеся к ЕАЭС, у которых акцизы были в 3 раза меньше, чем наши, будут повышать их, значит, это соответствует, отвечает интересам ВОЗ.

Источник: журнал "Государственный заказ. Вопросы и ответы", № 10



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях