Государственный контроль в сфере государственных закупок в РК с учетом международно-правовых норм и принципов

16
Хусаинова Диана Шайкемеловна
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, город Костанай
Рыночная система ведения хозяйства предполагает не только наличие рынка, имеющего множество продавцов и покупателей, которые реализуют свои отношения посредством партнерства и заключения гражданско-правовых сделок, но также и специфический рынок, в котором с одной стороны – множество продавцов, а с другой – один покупатель – в лице государства.

Рыночная система ведения хозяйства предполагает не только наличие рынка, имеющего множество продавцов и покупателей, которые реализуют свои отношения посредством партнерства и заключения гражданско-правовых сделок, но также и специфический рынок, в котором с одной стороны – множество продавцов, а с другой – один покупатель – в лице государства.

 Специфичность данного рынка заключается в следующих основных характеристиках:

- в качестве покупателя на рынке выступает государство;

- государственные закупки осуществляются в основном на конкурсной основе или способами, позволяющими сделать выбор в пользу поставщика, предложившего наиболее подходящие условия поставок и отвечающего основным требованиям законодательства, регулирующего государственные закупки;

- отношения по закупкам между поставщиком и покупателем регулируются гражданским законодательством и нормативно-правовыми актами в области государственных закупок.

 В связи с большим объемом бюджетных средств, выделяемых государством на закупки товаров, работ и услуг, и высокими коррупционными рисками, которые имеют место в этой сфере, данный «особый» рынок находится под пристальным вниманием, поэтому вопросы и пути его модернизации являются предметом публичных дискуссий.

Для решения проблемы коррупции и принятия эффективных мер по снижению ее уровня необходима политическая воля, урегулирование процедур, ужесточение контроля и развитие конкуренции среди поставщиков, а также более серьезный подход.

В своей статье я хотела бы остановиться на проблеме государственного контроля в области государственных закупок в Республике Казахстан с учетом анализа норм и принципов международно-правовых директивных актов в данной сфере.

Так, согласно Лимской декларации руководящих принципов контроля, которая была принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов INTOSAI в 1977 году, организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.

Важно! «Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем».

 Наряду с этим в статье 21 вышеуказанной декларации уделяется особое внимание государственным контрактам, а именно:

- пункт 1: «значительные средства, расходуемые государственными органами на контракты и общественные работы, оправдывают особую тщательность проверки использования этих средств»;

- пункт 2: «публичное приглашение заявок на подряд для выполнения государственных контрактов является наиболее подходящим способом получения наиболее выгодного предложения по цене и качеству. В том случае, когда общественные заявки на подряд не приглашались, высший контрольный орган должен выяснить, по какой причине»;

- пункт 3: «при проведении проверки общественных работ высший контрольный орган должен содействовать установлению подходящих стандартов для осуществления руководства такими работами».

В соответствии со статьей 15 Закона РК «О государственных закупках», контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках осуществляется посредством выполнения плановых и внеплановых проверок объектов контроля следующими органами:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:         +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по госзакупкам

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 000+ полезных статей
  • 4 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль