Выявление нарушений на ранней стадии благодаря автоматизации

100
В настоящее время прорабатывается вопрос об обязательной сертификации государственных закупщиков, а также централизованной системе закупок объектами образования и здравоохранения. Об этом в Астане в рамках форума по закупкам, организованного Министерством финансов РК совместно с Всемирным банком рассказал директор департамента законодательства государственных закупок Министерства финансов РК Сабит Ахметов. С внедрением полной автоматизации процесса госзакупок в Казахстане введен камеральный контроль: им охвачено 100 % конкурсов.

В настоящее время план государственных закупок составляет порядка 2,5 трлн тенге, или 9 млрд долларов США. При этом сейчас уполномоченный орган в сфере госзакупок активно использует норму по автоматическому включению в реестр недобросовестных участников госзакупок поставщиков в течение трех рабочих дней с момента признания их победителями уклонившихся от заключения договоров. Эта норма дала возможность дисциплинировать поставщиков и избежать массовых уклонений от заключения договоров по госзакупкам.

В настоящее время прорабатывается вопрос об обязательной сертификации государственных закупщиков, а также централизованной системе закупок объектами образования и здравоохранения. Об этом в Астане в рамках форума по закупкам, организованного Министерством финансов РК совместно с Всемирным банком рассказал директор департамента законодательства государственных закупок Министерства финансов РК Сабит Ахметов. С внедрением полной автоматизации процесса госзакупок в Казахстане введен камеральный контроль: им охвачено 100 % конкурсов.

Если в 2015 г. в нашей стране подконтрольными были свыше 1 тысячи конкурсов, то в 2016 г. данный показатель увеличился до 60 тысяч конкурсов. Причем нарушений по сравнению с тем периодом выявлено в 49 раз больше.

Одним из преимуществ камерального контроля является то, что такой контроль осуществляется без выхода на объект контроля, с использованием информационных технологий. К тому же дистанционный контроль позволил сэкономить 44,5 млн тенге, притом что количество конкурсов в разы превышает прошлогодний контроль.

Главное системное преимущество, которого удалось добиться, – нарушения выявляются на ранней стадии.

Министерством финансов прорабатывается стратегия устойчивого развития системы профессионализации закупок. Это подготовка академических учебных программ с тестовой системой проверки знаний и навыков, внедрение обязательной системы сертификации специалистов по госзакупкам. Тесная работа с международными институтами по изучению передового опыта, расширение онлайн-учебных программ Центра электронной коммерции. Учитывая, что все процедуры проводятся в электронном формате, многие возникающие вопросы именно с технического плана. И в этой связи планируется усилить роль Центра электронной коммерции в части обучения всех участвующих в закупках.

По словам представителя Министерства финансов, ожидается вовлечение высших учебных заведений в процесс подготовки квалифицированных специалистов по госзакупкам.

На сегодняшний день в Казахстане есть единый организатор на республиканском, областном и районном уровнях. Эти организации состоят только из квалифицированных специалистов, имеющих опыт в закупочной деятельности. Единые организации показали свою эффективность, однако их деятельность ограничена определенным перечнем товаров, работ и услуг.

Для определения причин непрофессионализма работников закупочных организаций проведен соответствующий анализ. Из 19 тысяч закупочных организаций более 50 % – это организации образования. В основном это детские сады, школы, интернаты, административные государственные учреждения.

Затем идут объекты здравоохранения, а также социальные службы и прочие закупочные организации. Наибольшее количество организаций образования – средние школы, а в школах нет отдельных структурных подразделений, осуществляющих закупочную деятельность.

Таким образом, по мнению главы отраслевого департамента Министерства финансов, закупками занимаются учителя и врачи, выполняющие несвойственные им функции.

Учитывая, что в нашей республике есть правовая основа деятельности единых закупочных организаций, в которых сконцентрированы профессиональные закупщики, Министерство финансов предлагает рассмотреть вопрос централизации закупок в сфере образования и здравоохранения. Тем самым освободить их от несвойственных функций, проводя все закупки для этих организаций только через единых организаторов, что позволит повысить профессионализм и не допускать нарушений в данной сфере.

Сабит Ахметов также добавил, что тема профессионализации госзакупок в Казахстане чрезвычайно актуальна. На сегодня нет обязательной сертификации, поэтому, изучив международный опыт, министерство финансов собирается рассмотреть возможность внедрения обязательной сертификации закупщиков. Один из вариантов сертификации будет состоять в аккредитации организаций образования с наличием компетентных специалистов для обучения казахстанских госслужащих.

В свою очередь, говоря о возможности участия иностранных компаний в государственных закупках, которые проводятся в Казахстане, он констатировал, что никаких коренных изменений в этом сегменте не произошло.

Иностранные компании, желающие поучаствовать в казахстанском госзакупе, должны зарегистрироваться в РК, получить электронную цифровую подпись и открыть счет в казахстанском банке. Однако некоторые международные эксперты полагают, что эти требования являются определенным барьером для участия иностранных компаний в госзакупках на территории Казахстана. Так или иначе, но динамика участия иностранных компаний «до» и «после» принятия нового Закона «О государственных закупках» практически не изменилась.

В то же время новый Закон благотворно сказался на добросовестности и предсказуемости многих поставщиков товаров и услуг.

Условие, при котором поставщики за уклонение от заключения договоров по истечении трех рабочих дней после победы в государственном тендере автоматически включаются в реестр недобросовестных поставщиков, повлияло положительно, дисциплинировало. Теперь они либо выполняют взятые на себя обязательства, либо заранее просчитывают риски и не участвуют в конкурсах.

Многие, не зная актуальных цен на рынке, выставляют цены, которые с учетом девальвационного давления и нестабильности на рынке резко меняются, в итоге, когда они становятся победителями, на рынке возникает уже другая стоимость, и товар становится намного дороже. В этом случае, чтобы не нести убытки, некоторые поставщики просто уклонялись от заключения договоров. Раньше по таким уклонениям закупающая организация за срыв договора должна была обратиться в суд с иском о признании поставщика недобросовестным. Процесс мог длиться до года.

Учитывая, что сейчас мы работаем исключительно в электронном формате договоров, у нас всё прозрачно: кто стал победителем и когда ему отправили договор. Если поставщик в течение трех рабочих дней не подписывает договор, то на четвертый день он автоматически включается в список недобросовестных поставщиков услуг.

Также было отмечено, что международное эксперты дали высокую оценку новому казахстанскому порталу госзакупок. Ведь теперь 100 % всей документации в сфере государственных закупок переведено в электронный формат. Как резюмировали в Министерстве финансов, это очень высокий показатель, так как даже в развитых европейских странах уровень электронных закупок зачастую не превышает 10 %.

Источник: журнал "Государственный заказ. Вопросы и ответы", № 8, 2016



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях