Госзакупки пойдут в электронные магазины

42
Минфин разработал новый проект закона о государственных закупках. Его ключевыми новациями станут введение системы электронных магазинов с 2017 года, двухуровневый конкурс, а также новая система мониторинга.

Минфин разработал новый проект закона о государственных закупках. Его ключевыми новациями станут введение системы электронных магазинов с 2017 года, двухуровневый конкурс, а также новая система мониторинга.

О необходимости разработки нового проекта закона о госзакупках заявил министр финансов Казахстана Бахыт Султанов еще в феврале, выступая на коллегии возглавляемого им ведомства.

 «Одной из главных проблем исполнения бюджетов и объектом пристального внимания правоохранительных органов являются государственные закупки. Справедлива критика главы государства об излишней «зарегламентированности» закупок, торможении ими исполнения бюджета. Поэтому необходимо и далее совершенствовать закон. Он должен не только обеспечивать прозрачность и экономию бюджетных средств. Важно также стимулировать развитие малого и среднего бизнеса через эффективный оборот государственных ресурсов. Поэтому предлагаем поручить министерству финансов до

1 июля текущего года разработать совершенно новый законопроект по госзакупкам», –заявил он, обращаясь к своим подчиненным, а также к бывшему тогда премьер-министру страны Серику Ахметову.

Важно. По словам Бахыта Султанова, «в нем будут учтены и современный международный опыт, в частности, новый типовой закон ООН ЮНСИТРАЛ, стандарты FIDIC, а также собственный наработанный опыт применения информационных технологий и централизации госзакупок».

В результате минфин справился с задачей с опережением графика и в конце мая презентовал новый проект закона. Это связано еще и с тем, что, согласно требованиям ВТО, госзакупки и закупки госкомпаний должны регулироваться разными законами. В этой связи разработанный минфином проект Закона предлагает регулировать закупки госорганов и госучреждений.

Необходимо отметить, что в настоящее время действующее законодательство предусматривает проведение госзакупок только электронным способом, это, по мнению минфина, позволило увеличить количество участников-поставщиков в госзакупках до 184,4 тысяч. Как считают в ведомстве, «бизнес-процессы стали транспорентными, так, количество участников в одном лоте стало доходить до 20, тем самым мы обеспечили конкурентную среду, и по итогам госзакупок образовалась условная экономия денежных средств 242,6 млрд тенге за весь период электронных госзакупок».

Стоит отметить, что выступая на вышеупомянутой коллегии, Бахыт Султанов особо подчеркивал, что «слабый менеджмент госорганов, допускающий несвоевременное утверждение планов закупок, затягивание процедур до 2-го и 3-го кварталов года, прямо влияет на своевременность и полноту реализации бюджетных программ. Законом, разработанным и принятым в прошлом году по поручению главы государства и введенным в действие с 29 января 2014 года, определена ответственность первых руководителей и улучшены процедуры закупок». Как результат, министр ожидал сокращение количества формального признания конкурсов несостоявшимися и их затягивание. И делал упор на централизацию.

«Кроме того, руководителям госорганов необходимо обеспечить системный еженедельный контроль процедур заключения и исполнения договоров, по опыту прошлогоднего мониторинга в «ручном режиме». Проводятся работы по централизации закупок через единого организатора. Нами предложено образовать соответствующий Комитет. С января 2015 года предполагается создание аналогичных органов на местном уровне. При этом на первом этапе централизуются бюджетные инвестиционные проекты. В последующем предлагается объединить процедуры по ряду стандартных приобретений», – говорил Бахыт Султанов.

Презентуя новый проект, констатировали, что «поправками, вступившими в силу 29 января 2014 года, мы повысили конкурентную среду, предоставив право поставщику исправлять свои предложения, тем самым число несостоявшихся конкурсов значительно снизилось. Кроме того, поправки в части создания единого организатора госзакупок, выбора качественных товаров и услуг, внедрения электронных договоров позволяют повысить эффективность государственных закупок».

Если же говорить в целом о базовых подходах разработчиков нового закона, то они в основу своей деятельности положили следующие якорные моменты. Во-первых, положения ЮНИСТРАЛ (Типовой закон о закупках), принятый в новой редакции ООН, на основе которого строится казахстанское законодательство о закупках. Во-вторых, проект кодифицированного договора ЕЭС, который содержит основные принципы и процессы проведения закупок, в-третьих, условия ФИДИК, общепринятые в международной практике правил проведения строительства и заключения договора с подрядчиком.

Важно. При этом новации предлагаются в четырех ключевых направлениях:

  • таких, как устранение излишнего регулирования процедур проведения государственных закупок;
  • упрощение процедур проведения государственных закупок;
  • установление контроля над исполнением обязательств по договорам о государственных закупках;
  • и, наконец, установление механизмов эффективного надзора за процедурами опротестования и обжалования.

Если же говорить о том, что предлагается конкретно, то в Минфине честно признают: «действующий Закон содержит нормы, детализирующие процесс проведения закупок, которые в процессе развития электронных закупок необходимо изменять в сторону упрощения их проведения».

В этой связи предлагается в проекте закона предусмотреть нормы, которые будут регулировать права и обязанности заказчика и поставщика, а также основные этапы процесса проведения закупок. Такие же директивы, которые устанавливают количество дней осуществления того или иного бизнес-процесса закупок, действий по использованию в работе веб-портала каждого пользователя, как от заказчика, так и от поставщика, должны быть регламентированы в инструкциях по использованию веб-портала. В результате данного новшества, как говорят разработчики, «мы получим стабильность Закона». А возникающие в процессе применения законодательства нерешенные вопросы по использованию веб-портала, по их мнению, можно решить на подзаконном уровне.

Что касается второго направления, а именно, упрощения процедур проведения государственных закупок, то здесь авторы законопроекта предлагают 2 любопытных новшества.

В частности, новый вид конкурса, разделенный на два этапа. По замыслу разработчиков первый этап проводится Национальной палатой предпринимателейони формируют список квалифицированных поставщиков по каждому виду товаров, работ, услуг.

Второй же этап проводится комиссией заказчика, которая приглашает на участие в конкурсе квалифицированных поставщиков, отбирает лучшую техническую спецификацию и просит участвующих поставщиков представить на нее цену.

То есть, как считают авторы, «данным видом конкурса решается проблема всех конкурсов, заключающаяся в дублировании из конкурса в конкурс процесса квалификационного отбора поставщиков, то есть предоставление ими одних и тех же документов».

«Предлагаемый путь решения – это создание Национальной палатой предпринимателей Реестра квалифицированных поставщиков на каждый отдельный вид товара, работы и услуги. Также считаем, что это сократит коррупционную возможность. В результате данного новшества мы получим сокращение сроков проведения конкурса (на 10 дней) и снижение издержек бизнеса. Более того, такой вид конкурса предлагается новым Типовым законом ЮНСИТРАЛ о закупках», – считает экс-заместитель министра финансов.

Вторая новация проекта, помимо конкурса, это новый способ закупок – электронный магазин. Его новизна заключается в том, что по замыслу авторов он будет осуществляться в один день. Веб-порталом заказчику будет предложен согласно его требованиям по поставке товара перечень поставщиков, предлагающих такой товар. И если предлагаемый поставщиком товар по цене за единицу товара не будет превышать выделенную бюджетом сумму, то заказчик выбирает поставщика, с которым будет заключен договор. Перечень же таких поставщиков будет вестись на веб-портале госзакупок путем добровольного размещения пользователями (поставщиками) веб-портала своих предложений. Однако разработчики считают, что данный способ возможно внедрить на первоначальном этапе его реализации лишь по товарам, так как они могут иметь четко описанные стандартные требования. Хотя не исключают того, что при разработке четких стандартов на услуги, работы в дальнейшем можно данный способ распространить и на закупки услуг, работ.

Важно. «Но для эффективного внедрения электронного магазина необходимо будет сформировать на веб-портале предложения от поставщиков, то есть считаем правильным запустить этот способ по истечении определенного количества времени после вступления в силу Закона – это в 2017 году», – полагает экс-заместитель министра Берик Шолпанкулов.

Одной из самых сложных и проблемных задач в системе госзакупок является эффективное исполнение договоров.

Данную проблему проектом закона предлагается решить посредством установления контроля над исполнением обязательств по договору путем введения нормы по открытию поставщиком-победителем в банке специального счета и внедрения института управления проектами в сфере госзакупок. Результатом данной работы будет являться повышение эффективности расходования бюджетных средств и прозрачность администрирования денежных потоков. В первую очередь, схему по открытию специального счета предлагается ввести при исполнении договоров по строительству.

На практике это будет выглядеть, по словам разработчиков, следующим образом. Поставщик-победитель открывает в банке специальный счет, на который будут зачислены денежные средства. С банком будет подписан договор на сопровождение специального счета, в котором предлагается предусмотреть, что списание денег со счета будет проводиться банком только при наличии подписанных со стороны заказчика промежуточных актов выполненных работ. Такая схема, по мнению экс-заместителя министра финансов, позволит контролировать денежные потоки, проводимые по договору, и, соответственно, исключит необходимость внесения поставщиком обеспечения исполнения договора равного авансу.

Кроме того, по мнению авторов законопроекта, в целях избежания исполнения несвойственных заказчиком функций по проведению и принятию в эксплуатацию строящегося объекта возникает необходимость внедрения института управления проектами в сфере госзакупок. Функционирование команды по управлению проектами позволит, с их точки зрения, профессионально на конкурсной основе проводить закупку работ по проектированию и строительству, контролировать работы по проектированию и строительству, а также принимать данные работы и передавать их эксплуатирующей организации. В свою очередь эксплуатирующая организация также будет проводить контроль по качественному строительству и принятию объекта в эксплуатацию. «Такой взаимный перекрестный контроль позволит в целом эффективно освоить бюджетные средства», – полагает экс-заместитель министра финансов.

Что касается установления механизмов эффективного надзора опротестования и процедур обжалования, то авторы проекта предлагают предоставить заказчикам право на отмену процедур государственных закупок в случае согласия с жалобой, либо самостоятельного выявления нарушений в целях досудебного урегулирования конфликтов, возникающих между потенциальными поставщиками и заказчиками. Также проектом предлагается заключать договор о госзакупках по истечении 10 дней со дня определения победителя, то есть обжалование действий конкурсной комиссии в службу внутреннего аудита осуществлять до заключения договора в целях своевременности исполнения бюджета. Для предоставления возможности в случае удовлетворения жалобы – восстановление прав жалобщика в досудебном порядке. В случае же несогласия поставщика с результатами проверки службы внутреннего аудита ему предоставляется право для обжалования их действий в уполномоченный орган по внутреннему аудиту.

Важно. Кроме базовых новаций, по словам экс-заместителя министра финансов, проектом предлагается так же осуществлять госзакупки без проведения процедур тем организациям, годовой план государственных закупок которых не превышает 5,5 млн тенге, в целях упрощения закупочных процедур для малобюджетных и сельских учреждений для создания условий для развития сельского предпринимательства.

А для обеспечения участия добросовестных поставщиков при проведении закупок на крупные суммы – дифференцировать размер обеспечения заявки в зависимости от суммы. Так, например, по закупкам до 100 000 МРП – 0,5 %, до 500 000 МРП – 1 %, свыше 500 000 МРП – 2 %.

Кроме того, для привлечения инвестиций через государственные закупки предлагается расширить сферу применения офсетных сделок. Действующий Закон предусматривает офсет только в закупках обороны.

Кроме того, «в целях увеличения транспорентности закупок предоставить право поставщикам обжаловать способ осуществления закупок. Сегодня это будет нетрудно, так как, начиная с планов закупок и заканчивая заключением договоров, процесс реализован на веб-портале закупок, а для оперативности включения в реестр недобросовестных поставщиков проектом предлагается формирование такого реестра осуществлять на основании заключения уполномоченного органа по внутреннему аудиту», – заявил экс-заместитель министра финансов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях