MCFR.KZ Госзакупки

Камеральный контроль госзакупок в Республике Казахстан

  • 9 ноября 2018
  • 2130
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, ВКО
Камеральный контроль госзакупок в Республике Казахстан
Камеральный контроль госзакупок в Республике Казахстан

Камеральный контроль госзакупок, проводимый Министерством финансов РК, предотвращает нарушения при проведении государственных закупок.

К сожалению, участие в закупках в настоящее время пока напоминает  «бег с препятствиями», когда поставщики, участвуя в конкурсе закупок, не уверены, что дойдут до финиша, потому что конкурсная комиссия закупок может отклонить конкурсную заявку практически по любым основаниям. В свою очередь организаторы, объявляя конкурс, тоже не уверены, что участники будут добросовестными и профессиональными.

Изначально сама система государственных закупок была задумана как свободная, прозрачная форма купли-продажи, когда заказчики на всеобщее обозрение выставляют свои годовые потребности в товарах, работах или услугах, а добросовестные  потенциальные поставщики имеют возможность участвовать в любых закупках, в любом регионе нашей страны на принципах добросовестной конкуренции.

На практике оказалось, что поставщики не все добросовестные, и заказчикам приходится «бороться» с ними, то есть терять свое время, деньги, а зачастую и отказываться от закупки, поскольку время упущено. С другой стороны, многие добросовестные поставщики не могут принять участие в закупках, потому что заказчики по надуманным основаниям отклоняют их заявки.

Отказ от закупок

Экономическая система нашего государства развивается и крепнет. Одним из основных направлений в этом развитии являются конкурентные закупки (государственные закупки), где заказчиком выступают государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица, а исполнителями – юридические лица и индивидуальные предприниматели.

1. Существующие Правила осуществления государственных закупок и Закон РК «О государственных закупках» (далее – Закон) не дают исчерпывающих ответов на вопросы, которые возникают при подготовке конкурсных документов, как для заказчиков, так и для поставщиков. Таким образом, правоприменительная практика складывается исключительно индивидуально для различных отраслей экономики, департаментов, отдельных групп предприятий, административно-территориальных единиц, и т. д.

Другими словами, повсеместно складывается своя, индивидуальная практика проведения государственных закупок.

Дополнительную сложность создают определенные требования некоторых ведомственных документов, которые не входят в нормативно-правовую базу РК, в результате чего на практике корректируются нормы гражданского законодательства и законодательства о государственных закупках. Это касается способов финансирования, бухгалтерского учета, подчиненности предприятий по вертикали, а также работы на официальном портале и т. д.

2. В настоящее время законодательство о государственных закупках не дает шансов потенциальным поставщикам ошибаться при участии в закупках.

Если уж потенциальный поставщик опубликовал свою заявку на веб-портале в закупках способом запроса ценовых предложений, то законно он не может отказаться от нее после подведения итогов, а организаторы не имеют законных оснований для отклонения таких заявок.

3. До сих пор нет официального комментария к Закону и к Правилам осуществления государственных закупок. Имеющееся нормативное Постановление Верховного Суда РК о применении законодательства о государственных закупках так же не дает ответов на многие вопросы, тем более что законодательство в сфере государственных закупок меняется довольно часто.

Безусловно, эти проблемы не останавливают процесс закупок, но участники закупок зачастую подвергают себя риску, принимая те или иные решения.

Изменения в законе о закупках

4 декабря 2015 года главой государства подписан Закон «О государственных закупках» в новой редакции, который введен в действие с 1 января 2016 года.

Закон принят в соответствии с поручением главы государства, а также в рамках исполнения Плана Нации – «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ, в котором, среди прочих задач,  предусмотрено законодательное закрепление системы регулярного обучения госслужащих, формирование надежной правовой среды,  когда «каждый гражданин будет понимать, что он действует в тех же рамках, что и чиновники, и бизнесмены, когда чиновники и бизнесмены будут показывать пример законопослушного поведения».

В целом, к концу 2015 года обновлено и принято в новой редакции порядка 80 законов, и немалую долю этих изменений составляют антикоррупционные меры, в том числе и в сфере государственных закупок.

События прошедшего 2015 года свидетельствуют о том, что Казахстан, оставаясь  стабильным государством, принял курс на обновление, в том числе и на создание профессионального  государства.

Работая в сфере государственных закупок, мы видим, какую важную задачу решает этот государственный институт. Кроме разумного расходования государственных средств, это еще и создание здоровой конкурентной среды в закупках, а значит, и рост конкурентоспособности нашего бизнеса в целом. Это борьба с коррупцией путем перевода закупок  на электронные площадки и ужесточения ответственности в отношении лиц, злоупотребляющих своими полномочиями. Это изменение законодательства в сфере государственных закупок и приведения его в соответствие с международными нормами и требованиями экономики современного мира.

Изменения в госзакупках в 2016 году

В начале 2016 года в сфере государственных закупок произошли значительные изменения.

Так, введение электронной формы договоров госзакупок повлияло как на организаторов, так и на поставщиков: они стали более внимательно составлять и изучать условия поставок и технических спецификаций, так как возможность откорректировать условия договора после проведения закупки исключена. Установленные сроки для подписания электронных договоров значительно упростили процесс совершения сделки, при этом повысился риск для недобросовестных поставщиков. Внесение изменений в годовой план закупок не чаще одного раза в месяц поставило заказчиков в жесткие рамки планирования.

Эти и многие другие изменения позволяют повысить профессиональный уровень организаторов закупок и ответственность потенциальных поставщиков, что в свою очередь позволит снизить коррупционные нарушения, которые зачастую совершаются не по умыслу, а по незнанию предмета закупок. Это в конечном итоге повысит уровень доверия государству со стороны бизнеса.

Среди изменений есть одно, которое, на мой взгляд, поставило процесс государственных закупок на качественно новый уровень. Это камеральный контроль в сфере государственных закупок.

Камеральный контроль госзакупок

30 ноября 2015 года приказом министра финансов РК № 598 были утверждены Правила проведения камерального контроля. Настоящие правила определяют порядок проведения камерального контроля уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.

Нормами статьи 16 Закона закреплено положение о том, что уполномоченный орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства РК о государственных закупках, в том числе – камеральный контроль.

Уполномоченный орган – это Комитет финансового контроля Министерства финансов РК (далее – Комитет) и его территориальные подразделения, под центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета закупки понимаются органы казначейства.

Так что же такое камеральный контроль

Согласно определению, камеральный контроль – это иная форма контроля, осуществляемая Комитетом и его территориальными подразделениями без посещения объекта государственного аудита и финансового контроля на основе анализа и сопоставления данных информационных систем, а также других сведений о деятельности объектов государственного аудита.

Другими словами, камеральный контроль в сфере государственных закупок – это постоянная дистанционная проверка субъектов государственных закупок на предмет выявления нарушений при объявлении и проведении государственных закупок посредством веб-портала.

Камеральный контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов: а) субъект контроля; б) объект контроля; в) предмет контроля; г) цели контроля; д) методы осуществления контроля.

Субъекты контроля – Комитет финансового контроля Министерства финансов РК и его территориальные подразделения.

Объекты контроля – заказчики, организаторы, единые организаторы.

Предмет контроля – осуществление государственных закупок в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Цели контроля – пресечение и недопущение нарушений.

Методы контроля – проверка текущего состояния государственных закупок в режиме онлайн посредством веб-портала http://www.goszakup.gov.kz/.

Цель камерального контроля госзакупок

Главной целью камерального контроля госзакупок является своевременное пресечение и недопущение нарушений. При этом при проведении проверки уполномоченный орган не ставит перед собой цель наказать лиц, допустивших нарушения, так как важной частью камерального контроля является предоставление объекту проверки права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

Также важной частью этого процесса является то обстоятельство, что камеральный контроль распространяется только на те нарушения, которые можно устранить. То есть, если получено уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, это значит, что нарушение устранимо, и если это нарушение устранить своевременно, наказания не последует.

Вот такая логически простая и лояльная система выявления нарушений.

Очевидно, что это обстоятельство создает в процессе камерального контроля атмосферу доверия между объектом/субъектом контроля и потенциальными поставщиками в сфере государственных закупок. Это доверие основывается на надежной и полной информации о процедурах проведения закупок, тем самым реализовывается сразу несколько принципов, предусмотренных статьей 4 Закона, а именно:

1) предоставление потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок;

2) добросовестная конкуренция среди потенциальных поставщиков;

3) открытость и прозрачность процесса государственных закупок;

4) недопущение коррупционных проявлений.

Уведомление об устранении нарушений в госзакупках

Уведомление об устранении нарушений в госзакупках, выявленных по результатам камерального контроля, составляется в соответствии с приложением 1 к Правилам проведения камерального контроля и содержит следующие сведения:

★Действия при получении уведомления об устранении нарушений★

Камеральный контроль госзакупок в РК

Екатерина Клопова

автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ
Каковы дальнейшие действия при получении уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля?

наименование уполномоченного органа по камеральному контролю;

наименование, БИН, место нахождения объекта контроля;

дату выявления нарушений;

указание о необходимости исполнить уведомление в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения);

разъяснение о порядке исполнения уведомления в случае согласия с выявленными нарушениями;

в случае несогласия – разъяснение о последствиях неисполнения уведомления в установленные сроки, в том числе предупреждение об административной ответственности;

порядок обжалования уведомления;

приложение с описанием выявленных нарушений.

★Приостановление расходных операций по кодам и счетам объектов госаудита★

Камеральный контроль госзакупок в РК

Андрей Романов

автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ
Что за собой влечет неисполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений? Как и куда писать возражение?

Уведомление об устранении нарушений подлежит обязательному исполнению. За неисполнение, либо несвоевременное исполнение виновное лицо привлекается к административной ответственности в порядке пунктов 3 и 4 статьи 462 Кодекса об административных правонарушениях РК (КоАП РК):

3. Невыполнение или ненадлежащее выполнение законных требований или предписаний, представлений, постановлений, выданных органами государственного контроля и надзора (должностных лиц), должностными лицами государственных органов в пределах их компетенции, влечет штраф на должностных лиц в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.

4. Непредставление либо несвоевременное предоставление проверяемыми субъектами информации о мерах, которые будут приняты по устранению нарушений, выявленных органами контроля и надзора, – влечет штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей.

Источник: Электронная система «Actualis» по госзакупкам

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение
Зарегистрироваться
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться