Ответственность в сфере госзакупок в 2016 году

85
В процессе государственных закупок необходимо понимать ответственность, возложенную на государственного служащего, и соблюдать требования, установленные Законом. В Законе появился новый способ закупки – из одного источника путем прямого заключения договора. Для заключения договора заказчик обязан руководствоваться только одним принципом – оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок. А поставщик определяется самостоятельно заказчиком. Самое важное, чтобы закупка соответствовала одному из 54 подпунктов пункта 3 статьи 39 Закона.

Пунктом 4 статьи 21 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон) установлено, что для определения участника конкурса, предлагающего наиболее качественные товар, работу, услугу, организатор государственных закупок обязан предусмотреть в конкурсной документации следующие критерии, влияющие на конкурсное ценовое предложение:

1) наличие у потенциального поставщика

–          опыта работы на рынке товаров, работ, услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок;

–          документа, подтверждающего добровольное подтверждение соответствия предлагаемых товаров, в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования;

сертифицированной системы (сертифицированных систем) менеджмента качества в соответствии с требованиями национальных стандартов;

–          сертифицированной системы (сертифицированных систем) менеджмента управления окружающей средой в соответствии с требованиями национальных стандартов и (или) подтверждения соответствия стандарту экологически чистой продукции в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования;

2) функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров, услуг и (или) расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт закупаемых товаров.

К сведению! Расчет относительного значения критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение, определяется правилами осуществления государственных закупок.

По условной скидке предусмотрено два вида штрафов:

 – пунктом 6 статьи 207 Кодекса за нарушение требований законодательства Республики Казахстан о государственных закупках в части невключения в конкурсную документацию критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение участников конкурса – предусмотрен штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей (106 050 тенге);

– пунктом 7 статьи 207 Кодекса за нарушение требований законодательства Республики Казахстан о государственных закупках в части неприменения к конкурсным ценовым предложениям относительного значения критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение участников конкурса – предусмотрен штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей (106 050 тенге).

На основании статьи 10 Закона потенциальный поставщик признается не соответствующим квалификационным требованиям по одному из следующих оснований:

1) непредставления документа (документов) для подтверждения соответствия квалификационным требованиям потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг;

2) установления факта несоответствия квалификационным требованиям на основании информации, содержащейся в документах, предоставленных потенциальным поставщиком для подтверждения его соответствия, а также несоответствия привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг квалификационным требованиям;

3) установления факта предоставления недостоверной информации по квалификационным требованиям.

Не допускается признание потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг не соответствующим квалификационным требованиям по иным основаниям.

За признание потенциального поставщика и (или) привлекаемых им субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг несоответствующими квалификационным требованиям и (или) требованиям конкурсной документации (аукционной документации) по основаниям, не предусмотренным законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, пунктом 8 статьи 207 Кодекса предусмотрен штраф на должностных лиц в размере ста месячных расчетных показателей (212 100 тенге).

Важно. Важно отметить, что данный штраф распространяется на председателя конкурсной комиссии (аукционной комиссии) и его заместителя, а также членов конкурсной комиссии (аукционной комиссии), которые необоснованно отклонили поставщика.

Пунктом 9 статьи 207 Кодекса предусмотрен штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей (106 050 тенге) за неразделение в конкурсной документации при осуществлении государственных закупок способом конкурса нескольких видов однородных товаров, работ, услуг на лоты по их однородным видам и (или) по месту их поставки (выполнения, оказания).

На основании пункта 10 статьи 207 Кодекса предусмотрена ответственность экспертной комиссии либо эксперта за подготовку заведомо ложного экспертного заключения, на основании которого принято незаконное решение конкурсной комиссией (аукционной комиссией).

Данный штраф установлен в размере пятидесяти месячных расчетных показателей (106 050 тенге).

Согласно пункту 4 статьи 12 Закона заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

В связи с этим предусмотрен штраф на должностных лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей (63 630 тенге) за необращение или несвоевременное обращение заказчика в суд с иском о признании потенциальных поставщиков, поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок в случаях:

1) когда заказчик в одностороннем порядке расторг с поставщиком договор о государственных закупках, в ходе исполнения которого установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой заключен такой договор;

2) неисполнения либо ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по заключенному с ним договору о государственных закупках.

В Законе появился новый способ закупки – из одного источника путем прямого заключения договора. Для заключения договора заказчик обязан руководствоваться только одним принципом – оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок. А поставщик определяется самостоятельно заказчиком. Самое важное, чтобы закупка соответствовала одному из 54 подпунктов пункта 3 статьи 39 Закона.

Соответственно предусмотрен штраф на должностных лиц в размере ста месячных расчетных показателей (212 100 тенге) за осуществление государственных закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках в случаях, не предусмотренных законодательством РК о государственных закупках.

Внимание. Вводится в действие новый штраф, который распространяется на председателя конкурсной комиссии (аукционной комиссии) и его заместителя, а также членов конкурсной комиссии (аукционной комиссии).

Пунктом 13 статьи 207 Кодекса за неуказание в протоколах предварительного допуска на участие в конкурсе (аукционе) об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона) подробного описания причин отклонения заявки потенциального поставщика на участие в конкурсе (аукционе), в том числе сведений и документов, подтверждающих его несоответствие квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации), предусмотрен штраф на должностных лиц в размере десяти месячных расчетных показателей (21 210 тенге).

Важно помнить, что действия (бездействие), предусмотренные настоящей статьей, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, увеличиваются до шестидесяти месячных расчетных показателей (127 260 тенге).

К сведению. Наряду с этим в 2016 году появилась новая поправка, которая позволяет должностному лицу избежать административной ответственности, предусмотренной настоящей статьей, в случае самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения проверяемому лицу уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

Таким образом, в процессе государственных закупок необходимо понимать ответственность, возложенную на государственного служащего, и соблюдать требования, установленные Законом.

Примечание.

На основании статьи 207 Кодекса под должностными лицами следует понимать:

1) в части первой – первых руководителей организатора государственных закупок, заказчика или лиц, исполняющих их обязанности, ответственных за осуществление процедур организации и проведения государственных закупок, и (или) лиц, непосредственно участвующих в разработке конкурсной документации (аукционной документации);

2) в части второй – первых руководителей организатора государственных закупок, заказчика или лиц, исполняющих их обязанности, ответственных за осуществление процедур организации и проведения государственных закупок;

3) в части третьей – первого руководителя либо ответственного секретаря или иного осуществляющего полномочия ответственного секретаря должностного лица, определяемого Президентом Республики Казахстан, заказчика либо лица, исполняющего его обязанности;

4) в части четвертой – председателя конкурсной комиссии (аукционной комиссии) и его заместителя, а также членов и секретаря конкурсной комиссии (аукционной комиссии);

5) в части пятой – первого руководителя либо ответственного секретаря или иного осуществляющего полномочия ответственного секретаря должностного лица, определяемого Президентом Республики Казахстан, заказчика либо лица, исполняющего его обязанности;

6) в части шестой – первых руководителей организатора государственных закупок, заказчика или лиц, исполняющих их обязанности, ответственных за осуществление процедур организации и проведения государственных закупок;

7) в части седьмой – председателя конкурсной комиссии и его заместителя, а также членов конкурсной комиссии;

8) в части восьмой – председателя конкурсной комиссии (аукционной комиссии) и его заместителя, а также членов конкурсной комиссии (аукционной комиссии);

9) в частях девятой, одиннадцатой и двенадцатой – первых руководителей организатора государственных закупок, заказчика или лиц, исполняющих их обязанности, ответственных за осуществление процедур организации и проведения государственных закупок;

10) в части тринадцатой – председателя конкурсной комиссии (аукционной комиссии) и его заместителя, а также членов конкурсной комиссии (аукционной комиссии).

Источник: журнал "Государственный заказ. Вопросы и ответы"  3-номер, 2016 года



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях