Нарушения со стороны конкурсной комиссии или заказчика

335
Нарушения со стороны конкурсной комиссии или заказчика
Боган Анна Александровна
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, город Алматы
Следующим важным нововведением является право потенциального поставщика на подачу жалобы в уполномоченный орган посредством веб-портала государственных закупок с использованием электронной цифровой подписи.

В практике неоднократно встречались случаи, когда итоги закупок были подведены с очевидными нарушениями со стороны конкурсной комиссии или заказчика, но в связи с длительным сроком рассмотрения жалобы со стороны уполномоченного органа поставщики, с которыми были незаконно заключены договоры, успевали исполнить обязательства по ним в полном объеме. А в соответствии с подпунктом 2) пункта 4 статьи 18 Закона уполномоченный орган при выявлении в результате контрольных мероприятий, в том числе камерального контроля, нарушения объектом контроля законодательства РК о государственных закупках обращается в суд с иском о признании недействительными вступивших в силу договоров о государственных закупках, заключенных с нарушением законодательства РК о государственных закупках, за исключением договоров о государственных закупках, по которым обязательства исполнены надлежащим образом.

Основной минус: иногда в силу незнания или иных причин потенциальные поставщики считают, что их права нарушены, и обращаются с жалобами в тех случаях, когда фактически никаких нарушений со стороны заказчиков, организаторов и т. п. не допущено.

Сроки заключения договора в этом случае будут сдвигаться, а в соответствии с законодательством, такая причина не может являться основанием для продления срока исполнения обязательств по договорам о государственных закупках. Таким образом, выигравшие поставщики несут риски несвоевременного исполнения обязательств, и как следствие – судебные тяжбы по искам о признании их недобросовестными участниками государственных закупок за ненадлежащее (несвоевременное) исполнение договорных обязательств.

По результатам рассмотрения жалобы, поступившей в сроки, установленные пунктом 2 статьи 47 Закона, уполномоченный орган принимает решение об отмене либо отказе в отмене итогов государственных закупок.

 Решение уполномоченного органа, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством РК.

По истечении срока, установленного пунктом 2 статьи 47 Закона, обжалование действий (бездействия), решений заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок осуществляется в соответствии с законами Республики Казахстан.

Соответственно, к таким обращениям применяются общие правила и сроки, установленные Законом РК от 12 января 2007 года № 221-III «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». Так, в соответствии со статьей 12 вышеуказанного Закона жалоба на действия (бездействие) должностных лиц, а также на решения субъекта подается вышестоящему должностному лицу или субъекту в порядке подчиненности не позднее трех месяцев с момента, когда физическому или юридическому лицу стало известно о совершении действия либо принятии решения соответствующим субъектом или должностным лицом. Пропущенный срок обжалования не является основанием для субъекта или должностного лица для отказа в рассмотрении жалобы. Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований отказа в удовлетворении жалобы. Порядок подачи и рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц, а также на акты (решения) государственных органов устанавливается Законом РК «Об административных процедурах».

 Срок на рассмотрение жалобы, поданной по истечении срока, установленного пунктом 2 статьи 47 Закона, так же является общим. Соответственно к рассмотрению таких жалоб применяются общие правила, установленные положениями Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».

В соответствии со статьей 8 вышеуказанного Закона

  • обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу;
  • обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу.

В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения продлевается не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней со дня продления срока рассмотрения.

Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней со дня принятия решения.

Следующим важным нововведением является право потенциального поставщика на подачу жалобы в уполномоченный орган посредством веб-портала государственных закупок с использованием электронной цифровой подписи.

Такое нововведение позволит существенно сократить сроки и финансовые затраты потенциального поставщика на подачу жалобы.

Кроме изменения сроков на подачу и рассмотрение жалобы уполномоченным органом и способа подачи жалобы, новый Закон содержит положения, касающиеся порядка подачи и содержания жалобы.

 «1. Жалоба на действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок в уполномоченный орган должна содержать:

1) наименование, место нахождения юридического лица, действия (бездействие), решения которого обжалуются;

2) наименование, место нахождения лица, подавшего жалобу;

3) сведения о государственных закупках, в рамках которых совершены нарушения законодательства РК о государственных закупках;

4) обжалованные действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок.

При необходимости к жалобе прилагаются документы, подтверждающие ее обоснованность.

2. Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

3. Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в течение двух рабочих дней со дня поступления в случае, если:

1) жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей;

2) жалоба не подписана либо подписана лицом, не имеющим полномочий на ее подписание».

На наш взгляд, положения вышеуказанной статьи дублируют положения Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» в части содержания и подачи жалобы и не вносят каких-либо новых требований или обязанностей.

Так, в соответствии со статьей 6 вышеуказанного Закона обращение, подаваемое в письменной форме, должно быть адресовано субъекту или должностному лицу, в компетенцию которого входит разрешение поставленных в обращении вопросов.

В обращении физического лица указываются его фамилия, имя, а также (по желанию) отчество, индивидуальный идентификационный номер (при его наличии), почтовый адрес, юридического лица – его наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер. Обращение должно быть подписано физическим лицом или представителем юридического лица.

При подаче жалобы указываются наименование субъекта или должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования. Кроме того, в соответствии с подпунктом 1) статьи 14 Закона физическое либо юридическое лицо, подавшее обращение, имеет право представлять дополнительные документы и материалы в подтверждение своего обращения либо просить об их истребовании.

В связи с этим дополнение в Закон статьи 48 не вносит каких-либо существенных изменений в процедуру и порядок подачи и содержания жалобы.

Судебное обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора, конкурсной комиссии и т. п., а также незаконные документы ими принятые, осуществляется в порядке главы 29 Гражданского процессуального кодекса РК (далее – ГПК РК).

В соответствии со статьей 29 ГПК РК, иск должен быть предъявлен потенциальным поставщиком, чьи права либо интересы нарушены, в суд по месту нахождения юридического лица (заказчика, организатора и т. п.) согласно учредительным документам и (или) адресу, внесенному в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров. Кроме того, в соответствии со статьей 27 ГПК РК, такого рода гражданские дела подсудны Специализированным межрайонным экономическим судам.

 Таким образом, иск должен предъявляться потенциальным поставщиком (истцом) в Специализированный межрайонный экономический суд по месту нахождения ответчика.

Потенциальный поставщик вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и охраняемых законом интересов.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

1) копии заявления по числу ответчиков;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (ставки государственной пошлины в судах установлены статьей 535 Налогового кодекса РК);

3) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;

4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если они у них отсутствуют.

К исковому заявлению, подаваемому в форме электронного документа, прилагаются копии документов, указанных выше, в электронной форме.

При этом документом, подтверждающим уплату государственной пошлины, является электронный документ, удостоверяющий осуществление платежа посредством платежного шлюза Электронного правительства.

            В части судебного обжалования действий (бездействия), решений заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок новый Закон не содержит каких-либо изменений и дополнений.

Источник: Журнал «Государственный заказ. Вопросы и Ответы», № 6 – 2016



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Участвуй в наших семинарах

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией


    Рассылка






    © 2007–2017  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

    По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

    По вопросам клиентской поддержки:         +7 (727) 237-77-04

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт предназначен для специалистов по госзакупкам

    Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
    зарегистрируйтесь.
    Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
    • доступ к 1 000+ полезных статей
    • 4 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
    • ежедневно обновляемая информация
    • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль