В сфере здравоохранения существует реестр недобросовестных участников государственных закупок

48
Гафуров Ернар Еркенович
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, город Алматы
О реестре в области медицины упоминается в подпункте 11-1) пункта 2 главы 1 Правил. В сфере здравоохранения тоже существует реестр, с которым предстоит столкнуться недобросовестным поставщикам в случае нарушений законодательства о государственных закупках.

О реестре в области медицины упоминается в подпункте 11-1) пункта 2 главы 1 Правил.

Так, согласно указанному подпункту 11-1) пункта 2 главы 1 Правил закупа лекарственных средств реестр недобросовестных участников государственных закупок – перечень потенциальных поставщиков (поставщиков), формируемый государственным органом, осуществляющим регулирование системы государственных закупок в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере государственных закупок.

В пункте 35 части 1 главы 5 Правил закупа лекарственных средств также говорится о реестре: «Включение поставщиков медицинской техники, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам, в реестр недобросовестных участников государственных закупок осуществляется заказчиком или лизингодателем в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Республики Казахстан в сфере государственных закупок».

Таким образом, в сфере здравоохранения тоже существует реестр, с которым предстоит столкнуться недобросовестным поставщикам в случае нарушений законодательства о государственных закупках.

В связи с утверждением единой таможенной территории в рамках Таможенного союза и в свете взаимоотношений Казахстана с Россией уместно рассмотреть вопрос планирования госзакупок в области медицины в Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ППРФ № 102) Россия установила ограничения при закупках для государственных и муниципальных нужд.

В пункте 2 ППРФ № 102 определено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в утвержденный перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан. При этом должно быть соблюдено условие, о том, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

- содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь или Республика Казахстан;

- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Среди прочего в перечне значатся томографы, рентгенодиагностические комплексы и другое высокотехнологичное медицинское оборудование, реагенты для различных исследований, некоторые виды медицинской одежды, глюкометры, отдельные виды хирургических инструментов и спиртовые салфетки. Данные медицинские товары из Казахстана не будут допускаться к конкурсам по государственным закупкам в России, если поданы не менее двух заявок с аналогичными приборами и материалами.

ППРФ № 102 было создано для защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских производителей и увеличения числа иностранных фармацевтических компаний, локализовавших производство в России. Разработчики документа посчитали, что он будет способствовать достижению к 2018 году объема лекарств отечественного производства до 90 % в перечне стратегически значимых лекарственных средств и перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Таким образом, на этом примере мы увидели, как происходит планирование в области государственных закупок в Российской Федерации с учетом российско-казахстанских отношений.

Вернемся к нашему казахстанскому законодательству. Еще одним основополагающим документом в области медицины в Казахстане, в котором отражены цели и задачи государства, является Государственная программа развития здравоохранения РК «Саламатты Казахстан» на 2011–2015 годы, утвержденная Указом Президента РК от 29 ноября 2010 года № 1113 (далее – Государственная программа развития).

В Государственной программе развития освещены наиболее важные и определяющие моменты для здравоохранения Казахстана на данном этапе, в том числе и в области государственного регулирования и планирования в сфере госзакупок.

Так, согласно Государственной программе развития в период 2011–2015 годы в Республике Казахстан начата гармонизация нормативных правовых актов в соответствии с нормами стран Евросоюза. Республика Казахстан стала официальным наблюдателем Комиссии Европейской фармакопеи и полноправной страной – участницей Международной программы ВОЗ по мониторингу побочных действий лекарственных средств.

Введено государственное регулирование цен на лекарственные средства, закупаемые за счет республиканского и местного бюджетов, что позволило снизить цены в среднем на 30 %.

            - В целях повышения доступности и качества лекарственных средств в Казахстане будет проведено реформирование амбулаторного лекарственного обеспечения населения путем предоставления пациентам права выбора аптеки и лекарственного средства.

Планируемые мероприятия обеспечат равный доступ к качественным лекарственным средствам всему населению, позволят рационально использовать финансовые ресурсы, снизят ежегодный рост цен на лекарственные средства, расширят объем и перечень лекарственных средств, закупаемых в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, создадут условия для развития отечественной фармацевтической промышленности;

- В рамках программы было запланировано довести объемы закупа лекарственных средств в рамках ГОБМП через систему единой дистрибуции к 2013 году до 70 %, к 2015 году – до 80 % (2009 г. – 0 %).

Таким образом, мы видим, что лекарственные средства, закупаемые из средств республиканского и местного бюджетов, должны подлежать обязательному государственному регулированию в плане их стоимости. Также объем и перечень лекарственных средств, закупаемых в рамках ГОБМП, должен быть расширен, и увеличен процент закупа лекарственных средств в рамках ГОБМП через систему дистрибуции.

В чем польза данных нововведений?

Благодаря Государственной программе развития

цены на лекарственные средства будут оставаться в рамках разумного, что хорошо как для поставщиков, так и для заказчиков, так как налицо экономия затрачиваемых средств на приобретение лекарств;

перечень лекарственных средств, закупаемых в рамках ГОБМП, расширен, то есть ассортимент закупаемых средств увеличивается, а, значит, открывается широкое поле деятельности для поставщиков этих средств, что соответственно отражается также и на прибыли;

система дистрибуции позволит сфокусировать процессы приобретения и реализации лекарственных средств на ограниченном круге лиц, а соответственно станут упорядоченными и прозрачными сами процедуры госзакупок, то есть прекратятся хаос и неразбериха, царящие на рынке продажи лекарственных средств, возникшие в связи с огромным количеством фирм-однодневок и подставных лиц, жаждущих нажиться на госзакупках.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что вопрос государственного планирования госзакупок в области медицины на сегодняшний день является важным и актуальным.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях