Защита прав участников госзакупок в судебном порядке

172
Гафуров Ернар Еркенович
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, город Алматы
Обжалование поставщиком действий или бездействий заказчика, организатора и иных лиц, участвующих в процессе осуществления государственных закупок Отдельные требования, учитываемые судами в процессе разрешения споров между участниками государственных закупок

Обжалование поставщиком действий или бездействий заказчика, организатора и иных лиц, участвующих в процессе осуществления государственных закупок

Отдельные требования, учитываемые судами в процессе разрешения споров между участниками государственных закупок

Важно. Необходимо помнить, что одним из общих положений Закона является принцип оптимального и эффективного расходования государственных денежных средств. В свою очередь в подпункте 2) пункта 2 статьи 39 Закона РК «О государственных закупках» указано, что увеличение суммы договора допускается, если в проектно-сметную документацию, прошедшую государственную экспертизу, внесены изменения и принято решение о дополнительном выделении денег на сумму такого изменения, в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

Наряду с этим пунктом 10 Нормативного постановления определено, что несоблюдение требований по внесению изменений в договор и проектно-сметную документацию в вышеуказанном порядке, предусмотренном Законом и статьями 654, 655 Гражданского кодекса РК (далее – ГК) лишает подрядчика права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ.

Изменения в договор о государственных закупках могут быть внесены в период его действия, поскольку в соответствии со статьей 386 ГК окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств по договору.

Равно как поставщикам, так заказчикам и организаторам, нужно учитывать тот факт, что предусмотренный статьей 4 Закона перечень государственных закупок, осуществляемых без применения норм Закона, регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. А в соответствии с пунктом 1 статьи 158 ГК договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенные без проведения процедур государственных закупок, в случае, когда их проведение предусматривает применение норм Закона, являются недействительными.

       К сведению! Участники государственных закупок в процессе разрешения спорных ситуаций должны иметь в виду, что одним из оснований для отклонения конкурсной заявки потенциального поставщика является факт представления им документов, содержащих неполные и (или) недостоверные сведения, независимо от наличия у конкурсной комиссии возможности запросить сведения об участнике.

Напоминаем, что данная возможность предусмотрена подпунктом 4) пункта 86 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных Постановлением Правительства РК от 27 декабря 2007 года № 1301.

       Согласно пункту 14 Нормативного постановления Верховного суда РК от 14 декабря 2012 года № 5 «О применении судами законодательства о государственных закупках» (далее – Нормативное постановление) организаторам конкурса при определении демпинговой цены необходимо исходить из цены, предложенной им для оплаты работ и услуг, без учета сумм, потраченных заказчиком на изготовление документации, проведение экспертизы и осуществление технического и авторского надзора за строительством.

       При рассмотрении спорных ситуаций, касающихся расчета условной скидки (условной цены), в том случае, если в роли потенциального поставщика выступает консорциум, судам необходимо иметь в виду, что расчет условной скидки следует применять не в отдельности к участнику консорциума, а в отношении всего консорциума, являющегося потенциальным поставщиком.

Если в возникшей спорной ситуации, которая привела к судебному разбирательству, присутствуют материалы проведенной проверки (акт контроля, представление, постановление), где отражены сведения о выявленных нарушениях, то в данном случае необходимо учитывать положения пункта 16 Нормативного постановления. Так, в случае несогласия с действиями и решением органов контроля обжалованию подлежит только представление, постановление. Акт контроля же не подлежит обжалованию.

Данные, содержащиеся в акте контроля, относятся к доказательствам по делу и подлежат оценке судом наряду с иными, имеющимися в материалах дела. Выводы органов контроля, приведенные в акте контроля, не имеют какого-либо преимущественного значения перед другими доказательствами.

Отсутствие обжалования объектом контроля действий и решений органов контроля расценивается судами как нарушение Закона.

При осуществлении государственных закупок способом через товарные биржи необходимо знать, что согласно пункту 17 Нормативного постановления в случае расторжения заказчиком договора о государственных закупках по причине нецелесообразности дальнейшего исполнения, заключенного по итогам государственных закупок через товарные биржи, расходы по оплате биржевых сборов и брокерских услуг возмещению не подлежат.

Заключительные положения

Исходя из общепринятого представления отношений «государство – предприниматели», при участи в государственных закупках потенциальный поставщик находится в заведомо проигрышной ситуации, имея гораздо больше обязанностей, нежели прав. Однако на практике вопрос защиты прав и интересов при проведении государственных закупок является актуальным не только для потенциальных поставщиков, но и для заказчиков в лице государственных органов и учреждений. Как уже отмечалось, потенциальные поставщики не всегда выполняют свои обязательства, в результате чего заказчик вынужден обращаться в судебные органы для признания такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок. В свою очередь нарушения, допускаемые заказчиками и организаторами в процессе осуществления государственных закупок, впоследствии влекут за собой административную и дисциплинарную ответственность в отношении представителей заказчиков и организаторов.

Таким образом, основываясь на положениях Нормативного постановления, мы показали, как осуществляется (в судебном порядке) защита прав и интересов участников государственных закупок на законодательном уровне, а также какие существуют риски и неблагоприятные последствия.

Обратимся к статистике. Так, по данным Министерства финансов, в 2014 году при осуществлении государственных закупок наиболее часто допускались следующие нарушения процедуры проведения государственных закупок:

1. Неправомерное внесение изменений в проект либо заключенный договор о государственных закупках по основаниям, не предусмотренным статьей 39 Закона РК «О государственных закупках».

2. При размещении информации о государственных закупках организатором неправомерно указаны сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг – менее пятнадцати календарных дней.

3. Неправомерное применение конкурсной комиссией критериев, предусмотренных конкурсной документацией, к конкурсным заявкам потенциальных поставщиков.

4. Неправомерный допуск к участию в конкурсе потенциального поставщика, представившего справку из налогового органа, где имеется задолженность по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям более одного тенге, либо данная справка выдана уполномоченным органом ранее даты объявления конкурса.

5. Нарушение заказчиками сроков, предусмотренных законодательством о государственных закупках, при направлении победителю государственных закупок подписанного проекта договора.

Важно. По всем указанным нарушениям виновные должностные лица привлекались к административной или дисциплинарной ответственности.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Участвуй в наших семинарах

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией


    Рассылка






    © 2007–2017  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

    По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

    По вопросам клиентской поддержки:         +7 (727) 237-77-04

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт предназначен для специалистов по госзакупкам

    Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
    зарегистрируйтесь.
    Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
    • доступ к 1 000+ полезных статей
    • 4 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
    • ежедневно обновляемая информация
    • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль