Проблемные моменты в государственных закупках, требующие государственного регулирования в Казахстане

324
Проблемные моменты в государственных закупках, требующие государственного регулирования в Казахстане
В данное время в Казахстане по-прежнему актуальными являются вопросы об упрощении процесса государственных закупок, снижения коррупционных рисков, внедрения эффективных механизмов защиты прав и законных интересов потенциальных поставщиков и повышения ответственности участников государственных закупок.

В данное время в Казахстане по-прежнему актуальными являются вопросы об упрощении процесса государственных закупок, снижения коррупционных рисков, внедрения эффективных механизмов защиты прав и законных интересов потенциальных поставщиков и повышения ответственности участников государственных закупок.

Что касается упрощения в связи с просьбами поставщиков и заказчиков в данной сфере, работа правительства РК ведется постоянно и планомерно.

Так, в ходе одной из пресс-конференций, прошедших в июле в г. Астана, вице-министр финансов РК Руслан Бекетаев сообщил о некоторых изменениях, которые в ближайшее время должны произойти в процессе государственных закупок:

Проведение конкурса с применением предварительного квалификационного отбора поставщиков, в результате которых будет снижен перечень поставляемых документов для постоянных и уже зарекомендовавших себя на рынке в государственных закупках поставщиков, и будут осуществляться только сами конкурсные процедуры

 Упрощение процедуры конкурса и аукциона. Допустим, заявка на участие в конкурсе и ценовое предложение должны будут предоставляться вместе, что позволит сократить этапы проведения конкурса, а также возможные злоупотребления со стороны заказчика;

Сокращение порядка проведения конкурса с трех до двух этапов. Первым этапом будет являться доступ к аукциону, вторым – проведение самого аукциона. С учетом длительности проведения процедур государственных закупок, приводящих к неосвоению денежных средств, прорабатывается механизм годового предварительного плана государственных закупок. Данный механизм позволил бы заранее объявлять о процедурах государственных закупок, не дожидаясь утверждения бюджета, на основании положительного решения республиканской бюджетной комиссии. Также в сфере производства высокотехнологичной продукции предусматривается возможность заключения долгосрочных контрактов на срок свыше трех лет.

Таким образом, при осуществлении планов правительства в скором времени должны быть внесены изменения в нормативные правовые акты в сфере государственных закупок.

Помимо этого, Руслан Бекетаев представил законопроект о государственных закупках в новой редакции, согласно которому планируется осуществить возможность приостановления договора о госзакупках на срок обжалования итогов тендера; ужесточение требований к внеконкурсным процедурам; обязательное предварительное обсуждение технической спецификации; упрощение порядка проведения конкурса и аукциона, заключение договора только в электронном формате, внедрение электронных банковских гарантий, автоматизацию процессов закупок.

При разработке данного законопроекта учитывались важные для Казахстана международные договоры о ВТО и ЕАЭС.

Указанные новшества должны будут упростить процедуры государственных закупок, уменьшить время их проведения и минимизировать риски коррупционных правонарушений со стороны государственных чиновников.

Помимо вышесказанного, хотелось бы раскрыть также и не менее важные вопросы снижения коррупционных рисков в вопросах государственных закупок.

Так, в Казахстане 26 декабря 2014 года был выпущен Указ Президента РК № 986 «Об Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015–2025 годы» (далее – Антикоррупционная стратегия.

В подпункте 4.1. «Противодействие коррупции в сфере государственной службы» пункта 4 «Ключевые направления, основные подходы и приоритетные меры» Антикоррупционной стратегии указано, что система государственных закупок в Казахстане относится к наиболее коррупционным сферам деятельности. Именно здесь совершается каждое четвертое коррупционное преступление.

Также здесь указывается, что система государственных закупок в связи с ее повышенной коррупционностью должна быть модернизирована, будут применяться такие меры, как закрепление единого оператора, внедрение автоматизированного подбора товаров, совершенствование процедур приема выполненных работ и услуг.

Следует отметить, что государственные органы Казахстана постоянно проводят работу по выявлению и снижению коррупционных рисков во всех отраслях государственного управления, а не только в государственных закупках.

Так, например, согласно информации о проделанной работе отдела анализа и выявления коррупционных рисков, предоставленной Департаментом Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Алматинской области, за первое полугодие 2015 года был проведен анализ по процессу предоставления государственных услуг и контрольно-разрешительных функций территориальных подразделений центральных государственных органов министерств по инвестициям и развитию РК, сельского хозяйства РК, здравоохранения и социального развития РК, образования и науки.

Анализ проводился в деятельности Департаментов государственных доходов, внутренних дел, а также местных исполнительных органов (ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства города Талдыкорган», «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Талдыкорган»).

В ходе проведения анализа установлены следующие факты, оцениваемые как коррупционные риски:

- осуществление государственными органами функций, которые соответствуют признакам государственных услуг, но не имеющих такого статуса;

- отсутствие утвержденных Стандартов и Регламентов государственных услуг, оказываемых анализируемыми органами;

       - наличие противоречий в действующем законодательстве по вопросам оказания услуг (правила противоречат утвержденным стандартам);

       - дискреционные сроки оказания государственных услуг;

       - истребование дополнительных документов, не предусмотренных Стандартами оказания государственных услуг.

       По всем указанным нарушениям Департаментом направлены соответствующие предложения и представления.

Данный анализ позволяет нам понять, что при оказании государственных услуг, несмотря на имеющуюся обширную нормативно правовую базу, государственные органы допускают нарушения действующего законодательства. Соответственно и при проведении государственных закупок могут возникать аналогичные нарушения. Следовательно, нельзя исключить и риски коррупционных нарушений в рассматриваемой нами области.

В связи с этим государственные органы осуществляют ряд мероприятий по устранению нарушений в сфере государственных закупок.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:         +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по госзакупкам

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 000+ полезных статей
  • 4 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль