Защита прав и интересов участников государственных закупок

26
Гафуров Ернар Еркенович
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, город Алматы
У потенциальных поставщиков, так же как у заказчиков и организаторов (далее – участники государственных закупок), часто возникают проблемы, связанные с осуществлением государственных закупок.

У потенциальных поставщиков, так же как у заказчиков и организаторов (далее – участники государственных закупок), часто возникают проблемы, связанные с осуществлением государственных закупок.

К сведению. В настоящей статье мы подробно остановимся на правовых аспектах данной проблемы, а именно, на порядке, способах защиты прав и интересов участников государственных закупок, расскажем об особенностях рассмотрения и разрешения вышеуказанных споров между участниками государственных закупок.

Сама процедура проведения государственных закупок в основном регулируется следующими нормативно-правовыми актами: Законом РК «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года № 303-III (далее – Закон), Правилами осуществления государственных закупок, утвержденными Постановлением Правительства РК от 27 декабря 2007 года № 1301 (далее – Правила), а также Правилами проведения электронных государственных закупок, утвержденными Постановлением Правительства РК от 15 мая 2012 года № 623 (далее – Правила электронных закупок).

Общие положения о защите прав и интересов участников государственных закупок в судебном порядке

Порядок защиты прав и интересов участников государственных закупок непосредственно в суде указан в Нормативном постановлении Верховного суда РК от 14 декабря 2012 года № 5 «О применении судами законодательства о государственных закупках» (далее – Нормативное постановление). Данное Нормативное постановление подлежит применению всеми судами РК на всей территории нашей страны. В связи с этим при рассмотрении вопроса защиты прав и интересов участников государственных закупок в судебном порядке мы более детально остановимся именно на этом нормативном документе. В данном случае речь будет идти о нарушениях, допускаемых сторонами в процессе осуществления государственных закупок, и о применении либо неприменении в отношении нарушителя санкций.

Обратите внимание. Прежде всего, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Нормативного постановления и пунктом 1 статьи 2 Закона законодательство о государственных закупках основывается на Конституции РК и состоит из норм Гражданского кодекса РК (далее – ГК), Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. При этом Нормативным постановлением устанавливается, что при рассмотрении дел о спорах в сфере государственных закупок нормы и положения Закона пользуются приоритетом.

 В этом же пункте 1 Нормативного постановления указано, что при рассмотрении дел данной категории судам необходимо руководствоваться специальным законом, т. е. Законом РК «О государственных закупках», а по вопросам, не урегулированным специальным законом, – нормами ГК, Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК) и иными нормативными актами.

При разрешении спорной ситуации в рамках судебного разбирательства участникам государственных закупок следует учитывать, что суды обязаны разграничивать споры, возникающие в процессе выбора поставщика и заключения с ним договора о государственных закупках, порядок рассмотрения которых регулируется нормами главы 27 ГПК, от споров, связанных с процедурой составления договора о государственных закупках, которые рассматриваются в порядке искового производства.

Важно. Пунктом 1 Нормативного постановления установлено, что споры, связанные с процедурой проведения государственных закупок, рассматриваются двумя разными способами:

1) споры, возникающие в процессе выбора поставщика и заключения с ним договора о государственных закупках, рассматриваются в порядке особого искового производства. Производство по подобным делам проходит в рамках производства по делам об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих.

2) споры, связанные с процедурой составления договора о государственных закупках, рассматриваются в обычном порядке искового производства на общих основаниях, наравне с другими спорами гражданско-правового характера.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях