Признание поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок

294
Признание поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок
Гафуров Ернар Еркенович
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, город Алматы
В настоящее время в судах рассматривается большое количество дел по признанию поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок. Общественные отношения, возникающие между субъектами системы государственных закупок в процессе осуществления ими деятельности в сфере государственных закупок, регулируются Законом РК «О государственных закупках».

В настоящее время в судах рассматривается большое количество дел по признанию поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок. Общественные отношения, возникающие между субъектами системы государственных закупок в процессе осуществления ими деятельности в сфере государственных закупок, регулируются Законом РК «О государственных закупках» (далее – Закон).

 При рассмотрении споров о государственных закупках суды руководствуются как нормами вышеназванного Закона, так и положениями нормативного постановления Верховного суда РК «О применении судами законодательства о государственных закупках» от 14 декабря 2012 года № 5.

Как и предусмотрено действующим законодательством о государственных закупках, Гражданским кодексом, Гражданским процессуальным кодексом, основаниями для обращения в суд являются неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств участниками государственных закупок.

Исходя из статистики судебной практики, при рассмотрении дел данной категории субъектами государственных закупок, в особенности государственными органами, допускаются нарушения норм действующего законодательства о государственных закупках. Наиболее распространенные из них: несоблюдение срока обращения с иском в суд о признании потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок, игнорирование заказчиками требования по надлежащему направлению проектов договоров о государственных закупках. Данные обстоятельства в целом влекут за собой увеличение количества исков, оставленных судами без удовлетворения, а также позволяют недобросовестным поставщикам дальше продолжать участие в процедуре государственных закупок. Со стороны потенциальных поставщиков наиболее часто встречающимися нарушениями законодательства о государственных закупках являются факты уклонения от заключения договора о государственных закупках после победы в закупках.

В случае выявления фактов нарушения вышеуказанных требований законодательства, участвующие в судебных заседаниях прокуроры ходатайствуют перед судом о вынесении частных определений в адрес руководителей государственных органов или уполномоченного органа в сфере государственных закупок для принятия мер в отношении ответственных должностных лиц.

В 2014 году положение дел в целом по Республике приняло угрожающий характер.

В связи с этим в данный момент предполагается принять меры к сокращению числа дел такого характера. С этой целью предлагается предоставить право признания недобросовестным участником государственных закупок уполномоченному органу.

Такое нововведение предполагается в законопроекте «О гражданско-процессуальном кодексе». Исключить судебную процедуру признания поставщиков недобросовестным участником государственных закупок предлагает Министерство финансов РК.

В Министерстве финансов полагают, что такое новшество снизит нагрузку на суды, уменьшит госрасходы на рассмотрение дел, так как такая категория судебных разбирательств достигает 35 % от общего числа оконченных производственных дел в стране.

В этих условиях будет правильным поручить данный процесс уполномоченному органу, который на основании представленных от заказчиков подтвержденных сведений разрешает вопросы включения в Реестр недобросовестных участников (далее – Реестр), либо мотивированно отказывает в этом. Поставщику, признанному недобросовестным, в разрабатываемом Минфином законопроекте предоставляется право обжаловать решение уполномоченного органа в судебном порядке.

При этом указанное лицо, то есть недобросовестный поставщик будет заинтересован в исходе гражданского дела и, предоставляя суду необходимые документы, будет способствовать скорейшему его разрешению.

Между тем число судебных споров по государственным закупкам в Казахстане растет. К примеру, в столичных судах количество рассмотренных дел в 2014 году увеличилось почти на тысячу.

С каждым годом споры, возникающие на почве применения данного закона (обновленного Закона РК «О государственных закупках»), возрастают.

У этого закона цель одна – эффективное использование государственных средств, выделяемых для государственных закупок. Но его применение и использование порождает определенные споры, неправильное толкование, в связи с этим возникают многочисленные иски. С каждым годом количество таких исков растет.

По информации судьи города Астаны Карлыгаш Таткеевой, за девять месяцев 2014 года количество рассмотренных дел столичными судами увеличилось почти на 1 000., число исков составило 3 801. За такой же период прошлого года зарегистрировано 2 896 судебных споров.

«При этом уменьшилось количество измененных решений апелляционных инстанций на 8 решений, отмененных решений – на 14 единиц. Основное количество рассмотренных дел в основном составляют иски «О признании поставщиков недобросовестным участником государственных закупок». И таких дел рассмотрено судами 3 506. Взыскание сумм по договорам государственных закупок – 202 дела. О внесении изменений в эти договоры о спорах – 15 дел», – уточнила Карлыгаш Таткеева.

Конечно, можно задаться вопросом: если в действующее законодательство внесут необходимые поправки, и признание поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок передадут уполномоченному органу, который будет решать вопросы включения в Реестр, что изменится, ведь дела из судов будут переданы другому органу, соответственно этот подотчетный государственный орган так же не сможет нести такую нагрузку?

Да, с первого взгляда дело выглядит именно так, но на самом деле всё иначе.

При подаче иска в суд участники государственных закупок не обременены так называемым «административным ресурсом».

Что это означает?

Под «административным ресурсом» мы понимаем всем хорошо известное и правомерно строго соблюдаемое правило подчиненности. Так, участники государственных закупок – заказчики и поставщики, с одной стороны, государственный орган или организация либо государственное учреждение, а с другой – частный предприниматель, либо юридическое лицо, преследующее своей целью извлечение прибыли из своей деятельности. То есть они никак не зависят от судебной ветви власти и поэтому запросто направляют дела в суд. Суды же вынуждены в силу своей компетенции, утвержденной гражданско-правовым законодательством, рассматривать такие дела беспристрастно и в соответствии с представленными сторонами доказательствами.

В случае же если дела такого характера отнесут к компетенции уполномоченного органа, то, во-первых, они будут «рушиться» еще на стадии их возникновения, то есть в данном случае будет прослеживаться применяемое в юриспруденции правило профилактики правонарушений. Ведь уполномоченный орган вправе контролировать всё происходящее между участниками государственных закупок еще на стадии конкурса. И, во-вторых, если необходимо вмешаться и не допустить нарушения законодательства о государственных закупках, уполномоченный орган вправе выйти с инициативой о внесении изменений в действующее законодательство в части ужесточения или наоборот – послабления тех или иных статей. То есть уполномоченный орган будет своевременно регулировать отношения между заказчиком и поставщиком, что, несомненно, уменьшит количество такого рода дел. Таким образом, снизится документооборот, уменьшится нагрузка на специалистов, появится возможность у судов заняться другими не менее важными делами. Ну а в случае, если уполномоченный орган допустит ошибки при рассмотрении такого рода дел, то уж тут сторона вправе будет обратиться в суд.

Подводя итоги, можно сказать, что изменение органа, в компетенцию которого будет входить рассмотрение такого рода дел, несомненно, даст возможность истцам более надежно и уверенно отстаивать свои интересы в процедурах государственных закупок.

Вместе с тем, по информации пресс-службы «Центра электронной коммерции» – единого оператора в сфере электронных государственных закупок – формирование реестра недобросовестных участников (РНУ) государственных закупок самими заказчиками стало возможным с введением нового функционала на портале электронных государственных закупок. Теперь для признания недобросовестности участника требуется вступившее в законную силу решение суда. Далее – для внесения участника в Реестр заказчику больше не нужно направлять письма и обращаться в другие инстанции. Достаточно зайти на портал и согласно инструкции прикрепить отсканированную копию судебного решения, а также прочие необходимые документы в электронном виде. Затем заявка попадает в уполномоченный орган – Комитет государственных закупок Министерства финансов РК, представитель которого, зайдя на портал, проверяет ее и подтверждает внесение поставщика в Реестр. То есть для внесения в Реестр теперь от уполномоченного органа будет требоваться лишь подтверждение о внесении в Реестр, а не сам факт внесения. Такая ответственность за формирование Реестра позволит заказчику самому отстранять недобросовестного поставщика от процессов государственных закупок, а это значит, что оперативное реагирование заказчика на недобросовестные действия поставщика позволит исключить причинение вреда другим заказчикам и поставщикам, и это теперь зависит всецело от заказчика.

Ну и не менее существенным при такой постановке вопроса будет являться то, что при помощи данной автоматизации не просто снижен бумажный документооборот, но также упрощена вся процедура по учету недобросовестных поставщиков и, соответственно, уменьшится время и трудозатраты со стороны госорганов. Как это представляется на данном этапе.

Кроме того, в течение текущего года планируется интеграция веб-портала государственных закупок с информационной системой Верховного суда «Төрелік» для получения электронной копии судебного решения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях