Проверка: плановая и внеплановая

2246
Проверка: плановая и внеплановая
Контролю подлежат все процедуры государственных закупок от момента планирования до исполнения договорных обязательств.

Проверка – одна из форм государственного контроля, которую проводят государственные органы путем совершения одного из следующих действий: посещения проверяемого объекта должностным лицом государственного органа; запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования необходимой информации при проведении иных форм государственного контроля; вызова субъекта частного предпринимательства с целью получения информации о соблюдении им требований законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан.

Контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках осуществляется уполномоченным органом.

В целях повышения эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, в том числе другой, связанной с исполнением бюджета деятельности, предотвращения, пресечения, выявления нарушений и недостатков при исполнении бюджета осуществляются государственный аудит и финансовый контроль.

Органы государственного аудита и финансового контроля осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках в пределах полномочий, установленных Законом РК «О государственном аудите и финансовом контроле» (далее – Закон).

Закон позволяет сформировать целостную систему государственного аудита и финансового контроля посредством предупреждения и анализа деятельности государственных органов.

Отличие аудита от контроля заключается в том, что аудит носит не карательный, а предупредительный характер. При этом государственный аудит не просто констатирует те или иные несоответствия, а выявляет резервы и потенциал использования, управления государственными финансовыми ресурсами с большей отдачей и эффективностью.

Камеральный контроль позволяет пресекать нарушения на начальном этапе. Нарушения устраняются путем внесения поправок в проект конкурсной документации, и процесс государственных закупок не отменяется в целом. Важность этого вопроса бесспорна – от этого зависит не только своевременное освоение бюджетных средств, исполнение государственных программ, направленных на разрешение социальных проблем граждан, но и борьба с теневой экономикой.

Этому способствовал и новый институт, введенный Законом РК «О государственных закупках», – предварительное обсуждение проекта конкурсной документации. Теперь потенциальные поставщики заранее могут ознакомиться с технической спецификацией и в случае необходимости оспорить «невыполнимые» условия конкурсной документации.

Объекты контроля

Объектами контроля являются:

1) заказчик, организатор, единый организатор государственных закупок, конкурсная комиссия (аукционная комиссия), экспертная комиссия, эксперт;

2) потенциальный поставщик, поставщик, а также лица, привлекаемые ими в качестве субподрядчиков по выполнению работ либо соисполнителей по оказанию услуг, в пределах предмета проводимых государственных закупок;

3) лица, участвующие в государственных закупках через товарные биржи;

4) единый оператор в сфере государственных закупок.

Виды проверок и основания для их назначения

Проверки делятся на плановые и внеплановые. Основанием для назначения плановой проверки является план, утвержденный контролирующим органом. Так как все государственные органы обязаны размещать свои планы на сайте Генеральной прокуратуры РК, вы можете удостовериться в законности плановой проверки, посетив сайт Генеральной прокуратуры (http://prokuror.gov.kz/rus/dokumenty/plany-proverok/grafik-provedeniya-proverok).

В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на:

1) внешний государственный аудит, задачами которого являются анализ, оценка и проверка эффективного и законного управления национальными ресурсами (финансовыми, природными, производственными, кадровыми, информационными) для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны;

2) внутренний государственный аудит, задачами которого являются анализ, оценка и проверка достижения объектом государственного аудита прямых и конечных результатов, предусмотренных в документах Системы государственного планирования Республики Казахстан, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, эффективности внутренних процессов организации деятельности государственных органов, качества оказываемых государственных услуг, сохранности активов государства.

Основания назначения внеплановой проверки

Проверки осуществляются уполномоченным органом при наступлении одного из следующих случаев:

1) поручения Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан;

2) вопросы, связанные с увеличением сметной стоимости бюджетных инвестиционных проектов;

3) результаты мониторинга данных информационных систем центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета с применением системы управления рисками в части проверок по выявленным фактам нарушений;

4) обращения физических и юридических лиц.

Типы государственного аудита

Государственный аудит подразделяется на следующие типы:

1) аудит финансовой отчетности – оценка достоверности, обоснованности финансовой отчетности, бухгалтерского учета и финансового состояния объекта государственного аудита;

2) аудит эффективности – оценка и анализ деятельности объекта государственного аудита на предмет эффективности, экономичности, продуктивности и результативности;

3) аудит соответствия – оценка, проверка соблюдения объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации.

Основные принципы государственного аудита и финансового контроля

1) независимость – недопущение вмешательства, посягающего на независимость органов государственного аудита и финансового контроля при проведении государственного аудита и финансового контроля;

2) объективность – проведение государственного аудита и финансового контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан, стандартами государственного аудита и финансового контроля, применение органами государственного аудита и финансового контроля объективного подхода и исключение конфликта интересов при проведении государственного аудита и финансового контроля;

3) профессиональная компетентность – наличие у государственных аудиторов необходимого объема знаний и навыков, позволяющих обеспечивать проведение квалифицированного и качественного государственного аудита и финансового контроля, соблюдение стандартов государственного аудита и финансового контроля, правил профессиональной этики, а также выполнение профессионального долга;

4) конфиденциальность – обязательство органов государственного аудита и финансового контроля по сохранности документов, получаемых или составляемых ими в ходе государственного аудита и финансового контроля, без права передачи их третьим лицам либо устного разглашения содержащихся в них сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

5) достоверность – подтверждение результатов государственного аудита аудиторскими доказательствами;

6) прозрачность – ясность изложения результатов государственного аудита и финансового контроля;

7) гласность – публикация в средствах массовой информации результатов государственного аудита и финансового контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

8) взаимное признание результатов государственного аудита – признание органами государственного аудита и финансового контроля результатов государственного аудита данных органов при условии соблюдения стандартов государственного аудита и финансового контроля.

Читайте: Подача и оформление жалобы в уполномоченные органы.

О том, какие меры принимаются при выявлении нарушений и примерный перечень вопросов, изучаемых уполномоченным органом читайте в системе:

Электронная система «Actualis» по госзакупкам



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:         +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по госзакупкам

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 000+ полезных статей
  • 4 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль