text
MCFR.KZ Госзакупки

Ошибки при организации и проведении госзакупок

  • 10 мая 2017
  • 5566
Ошибки при организации и проведении госзакупок

Нарушения законодательства, допускаемые заказчиками и организаторами при организации и проведении госзакупок и выборе потенциального поставщика

Основным нарушением со стороны заказчиков и организаторов при проведении госзакупок является нарушение сроков.

Нарушение сроков утверждения плана госзакупок

Зачастую заказчики совершают ошибку в начале года, нарушая срок утверждения плана госзакупок.

На основании пункта 3 статьи 5 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон) заказчик в течение пяти рабочих дней со дня утверждения годового плана государственных закупок (предварительного годового плана государственных закупок) обязан разместить его на веб-портале государственных закупок.

Наряду с этим проведение госзакупок строго регламентировано сроками.

Нарушение при указании даты публикации протокола о предварительном допуске и протокола об итогах

Чаще всего нарушения допускаются при публикации протокола о предварительном допуске и протокола об итогах по открытому конкурсу.

Согласно пункту 130 Правил осуществления государственных закупок (далее – Правила) решение конкурсной комиссии о предварительном допуске потенциальных поставщиков к участию в конкурсе принимается в течение десяти рабочих дней со дня вскрытия заявок на участие в конкурсе и размещается секретарем конкурсной комиссии на веб-портале.

В соответствии с подпунктом 3) пункта 140 Правил в течение пяти рабочих дней со дня окончательного срока повторного представления потенциальными поставщиками заявок на участие в конкурсе, приведенных в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации, необходимо оформить протокол об итогах государственных закупок способом конкурса.

Нарушение применения причин отказа от госзакупок

Зачастую организаторы госзакупок нарушают применение причин отказа от государственных закупок.

Согласно подпунктам 1) и 2) пункта 10 статьи 5 Закона заказчик до заключения договора о государственных закупках вправе отказаться от осуществления государственных закупок в случаях:

1) сокращения расходов на приобретение товаров, работ, услуг, предусмотренных в утвержденном (уточненном) годовом плане государственных закупок (предварительном годовом плане государственных закупок), произошедших при уточнении (корректировке) соответствующих бюджета, проекта бюджета, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

2) внесения изменений и дополнений в стратегический план государственного органа, бюджет (план развития) заказчика, исключающих необходимость приобретения товаров, работ, услуг, предусмотренных в утвержденном (уточненном) годовом плане государственных закупок (предварительном годовом плане государственных закупок), в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

При этом согласно пункту 3 статьи 207 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» (далее – Кодекс) отказ от осуществления государственных закупок в случаях, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, влечет штраф на должностных лиц в размере 100 МРП.

Нарушение сроков отправки проекта договора о госзакупках

С 2016 года заключение и подписание договоров на портале государственных закупок проходят в основном с использованием электронной цифровой подписи.

Договор о государственных закупках – это гражданско-правовой договор, заключенный посредством веб-портала государственных закупок между заказчиком и поставщиком, удостоверенный электронными цифровыми подписями, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Отправка договора на согласование со стороны заказчика и его подписание со стороны заказчика и поставщика строго регламентированы сроками.

Однако заказчики часто нарушают сроки при отправке договора на согласование и подписание.

Согласно пункту 383 Правил заказчик направляет победителю проект договора, удостоверенный электронной цифровой подписью посредством веб-портала, в соответствии с типовыми договорами о государственных закупках товаров, работ, услуг:

1) в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока на обжалование протокола об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона);

2) в течение пяти рабочих дней со дня определения победителя государственных закупок способом запроса ценовых предложений.

Нарушение сроков подачи иска в суд на поставщиков

Актуальной проблемой всех заказчиков является процедура включения поставщиков, допустивших нарушения по причинам, предусмотренным Законом, в соответствующий реестр.

Согласно статье 11 и подпункту 3) пункта 4 статьи 12 Закона заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

На основании пункта 11 статьи 207 Кодекса необращение или несвоевременное обращение заказчика в суд с иском о признании потенциальных поставщиков, поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок в случаях:

1) когда заказчик в одностороннем порядке расторг с поставщиком договор о государственных закупках, в ходе исполнения которого установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой заключен такой договор;

2) неисполнения либо ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по заключенному с ним договору о государственных закупках –

влечет штраф на должностных лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей.

Помимо нарушения сроков заказчики и организаторы допускают и другие ошибки.

Ошибки в технической спецификации к конкурсной документации

Так, при ознакомлении с требованиями технической спецификации к конкурсной документации у поставщиков возникают подозрения, что ошибки допущены умышленно.

На основании пункта 3 статьи 21 Закона в конкурсной документации запрещается устанавливать условия государственных закупок, которые влекут за собой ограничение количества потенциальных поставщиков, в случаях, не предусмотренных настоящим Законом, в том числе касающиеся:

1) установления любых не измеряемых количественно и (или) неадминистрируемых требований к потенциальным поставщикам;

2) содержания указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иных характеристик, определяющих принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги отдельному потенциальному поставщику, за исключением следующих случаев осуществления государственных закупок:

– для доукомплектования, модернизации и дооснащения основного (установленного) оборудования, а также установленного программного обеспечения (лицензионного программного обеспечения);

– для определения поставщика услуг по предоставлению товара в лизинг и возникновения необходимости подробного описания предмета лизинга;

– для ремонта и (или) технического обслуживания имеющегося у заказчика товара.

Пример: при закупе аудиторских услуг в технической спецификации было прописано, что в основной отбор входит требование наличия 15 лет опыта в сфере проведения аудита у энергетических компаний.  Однако опыт — это критерий для начисления условной скидки, а не основной параметр отбора среди потенциальных поставщиков.

Некорректный выбор способа закупок

Одной из ошибок заказчиков является некорректный выбор способа закупок. Часто данная ошибка связана с тем, что заказчик заключает договор по подпункту 3) статьи 39 Закона способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках в случаях, которые должны проводиться с применением закупочных процедур.

Согласно пункту 12 статьи 207 Кодекса осуществление государственных закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках в случаях, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, влечет штраф на должностных лиц в размере 100 МРП.

Пример: заказчики проводят закупку услуг Интернета способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках, тогда как интернет-услуги – это конкурентная среда, т. е. нужно выбирать поставщика при помощи проведения закупочных процедур: в зависимости от плановой суммы закупок организовывать закупки способами электронного конкурса либо запроса ценовых предложений.

Учитывая, что законодательство о государственных закупках часто меняется, соответственно меняется и сама процедура госзакупок, поэтому с целью уменьшения ошибок, допускаемых заказчиками и организаторами, необходимо, чтобы такие должности занимали компетентные сотрудники, которые будут постоянно повышать свою квалификацию и не будут сознательно нарушать права потенциальных поставщиков.

Источник: Электронная система «Actualis» по госзакупкам

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение.

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе
Предлагаем вам зарегистрирроваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты., а вы получите:
  • доступ к 9 753+ полезных статей
  • 10 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль