Регулирование внешней торговли ТС

2680
Регулирование внешней торговли ТС
Хусаинова Диана Шайкемеловна
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, город Костанай
Все страны Таможенного союза заинтересованы в благоприятных условиях для развития предпринимательства и расширения внешних торгово-экономических связей, а также в открытии новых рынков сбыта для бизнеса

29 мая 2014 года был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2015 года.

Инструменты регулирования внешней торговли в рамках Таможенного союза существуют в виде соответствующей правовой базы и экономических решений.

Все страны Таможенного союза заинтересованы в благоприятных условиях для развития предпринимательства и расширения внешних торгово-экономических связей, а также в открытии новых рынков сбыта для бизнеса. Внешнеэкономическая деятельность по-прежнему остается важным фактором в развитии экономики стран Таможенного союза.

Известны два абсолютно противоположных вида регулирования внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД): протекционистская торговая политика – государственная политика по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики,и политика свободной торговли, которая формируется на основе спроса рынка и предложения и предусматривает минимальное вмешательство государства во внешнюю торговлю.

Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики.

Согласно Договору о ЕАЭС каждое государство – член Союза вправе принимать меры по защите внутреннего рынка в тех случаях, если речь идет о недопущении критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров либо это связано с ограничением ввоза отдельных товаров.

Кроме того, в рамках Таможенного союза действуют единая Товарная номенклатура ВЭДЕАЭС и Единый таможенный тариф ЕАЭС, утверждаемые Евразийской экономической комиссией и являющиеся инструментами торговой политики Союза.

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Союза, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных Договором о ЕАЭС.

При этом в рамках ЕАЭС по-прежнему актуальны задачи равного доступа предпринимателей всех стран Союза к закупкам и вопросы механизмов защиты отечественных предпринимателей.

Как известно, при создании нормативной правовой базы Единого экономического пространства странами-участницами предусматривалась либерализация рынка государственных закупок, а одним из важных принципов создания являлось право равного доступа для предпринимателей всех стран ЕАЭС.

Следует учесть, что либерализация государственных закупок при интеграции стран широко известна в мировой практике. Целью либерализации в данном случае является экономия бюджетных средств и повышение конкурентоспособности предпринимателей государств – членов Союза.

В настоящее время в соответствии с Договором о ЕАЭС доступ на рынок государственных закупок стран Союза регулируется на наднациональном уровне. Это предусматривает внедрение национального режима в сфере государственных закупок, то есть обязательство предоставления предпринимателям других государств-членов условий, идентичных с отечественными.

Очень хорошей мерой по защите отечественных товаропроизводителей является возможность установления изъятий из национального режима товаров в сфере государственных закупок в исключительных случаях сроком до двух лет.

Несомненно, казахстанские предприниматели заинтересованы в участии в государственных закупках ЕАЭС, тем более что 90 % в объеме государственных закупок Союза составляет рынок Российской Федерации. Полноценное участие казахстанских предпринимателей в закупках Российской Федерации позволит не только улучшить развитие предпринимательской сферы Казахстана, но и осуществить дополнительный приток в национальную экономику нашей республики.

Один из факторов ограничения доступа казахстанских предприятий – это отсутствие взаимного признания ЭЦП (электронной цифровой подписи) в государствах – членах ЕАЭС.

Российские и белорусские предприниматели получают ЭЦП в Казахстане бесплатно. Однако казахстанские предприниматели вынуждены для участия в государственных закупкахна территории России и Беларуси вносить обеспечительный взнос при получении ЭЦП, а также оплачивать саму процедуру выдачи ЭЦП.

Решение вопроса о взаимном признании ЭЦП будет действующей мерой к открытию доступа для отечественных предпринимателей на рынок государственных закупок стран – участниц Союза.

Источник: Электронная система «Actualis» по госзакупкам



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях