Составление технической спецификации

178
Составление технической спецификации
Зотова Екатерина Николаевна
юрист, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», эксперт электронной системы «ACTUALIS» по госзакупкам
У многих заказчиков возникают вопросы: кто должен составлять и как составить техническую спецификацию, чтобы получить товар, работу или услугу, которые необходимы?

В данной статье рассмотрим, каким образом должна быть составлена техническая спецификация, что допускается указывать, а что, наоборот, является недопустимым требованием.

Техническая спецификация – это описание функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик закупаемых товаров, работ, услуг.

Ограничение требований

При разработке технической спецификации следует быть внимательными, так как существует ряд ограничений в предъявлении требований к потенциальным поставщикам.

При закупках способом запроса ценовых предложений заказчики в технической спецификации часто устанавливают квалификационные требования к потенциальным поставщикам. При этом согласно пункту 7 статьи 9 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон) квалификационные требования не распространяются на случаи осуществления государственных закупок, предусмотренные статьями 37, 38, подпунктом 2) пункта 2 и пунктом 3 статьи 39 и статьей 42 Закона.

При осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений, из одного источника путем прямого заключения договора или через товарные биржи не допускается указание требований о наличии у потенциального поставщика материальных и трудовых ресурсов, а также требования по предоставлению документов, подтверждающих платежеспособность и отсутствие налоговой задолженности.

Если при закупке товаров, работ, услуг имеется необходимость предусмотреть требование о наличии определенных материальных или трудовых ресурсов, необходимо проводить закупки способом конкурса либо аукциона.

Не допускается установление квалификационных требований, указанных в подпункте 4) пункта 1 статьи 9 Закона, которые:

1) ограничивают и необоснованно усложняют участие потенциальных поставщиков в государственных закупках;

2) непосредственно не вытекают из необходимости выполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг.

Также согласно подпунктам 1) и 2 пункта 3 статьи 21, пункту 2 статьи 38 и пункту 4 статьи 32 Закона при проведении государственных закупок способом конкурса, аукциона либо запроса ценовых предложений в размещаемой информации не допускается содержание указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя и иных характеристик, определяющих принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги отдельному потенциальному поставщику; либо установление любых не измеряемых количественно и (или) неадминистрируемых требований к потенциальным поставщикам.

Важно помнить, что согласно пункту 1 статьи 207 Кодекса РК от 5 июля 2014 года № 235 V «Об административных правонарушениях» нарушение требований законодательства Республики Казахстан о государственных закупках к конкурсной документации (аукционной документации) либо в размещаемой информации при осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений, путем установления любых не измеряемых количественно и (или) неадминистрируемых требований к потенциальным поставщикам либо указания на характеристики, определяющие принадлежность приобретаемых товаров, работ, услуг отдельным потенциальным поставщикам (за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК о государственных закупках), влечет штраф на должностных лиц в размере 50 месячных расчетных показателей.

Под должностными лицами следует понимать первых руководителей организатора государственных закупок, заказчика или лиц, исполняющих их обязанности, ответственных за осуществление процедур организации и проведения государственных закупок, и (или) лиц, непосредственно участвующих в разработке конкурсной документации (аукционной документации).

Исключение составляют государственные закупки, проводимые в следующих случаях:

1) для доукомплектования, модернизации и дооснащения основного (установленного) оборудования, а также установленного программного обеспечения (лицензионного программного обеспечения);

2) для определения поставщика услуг по предоставлению товара в лизинг и возникновения необходимости подробного описания предмета лизинга;

3) для ремонта и (или) технического обслуживания имеющегося у заказчика товара.

Особое внимание следует уделить изменениям в государственных закупках работ способом конкурса, внесенным в Правила осуществления государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов РК от 11 декабря 2015 года № 648 (далее – Правила). Редакция приказа Министра финансов РК от 22 декабря 2017 года введена в действие с 1 января 2018 года.

Согласно приложению 5 к Правилам требования к потенциальным поставщикам о наличии соответствующих материальных и трудовых ресурсов не распространяются на государственные закупки работ по строительству (новому строительству, расширению, техническому перевооружению, модернизации, реконструкции, реставрации и капитальном ремонте существующих объектов), разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и градостроительных проектов.

Согласно Закону РК «О разрешениях и уведомлениях» при осуществлении государственных закупок работ по строительству (новому строительству, расширению, техническому перевооружению, модернизации, реконструкции, реставрации и капитальном ремонте существующих объектов), разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и градостроительных проектов предусматривается обязательное наличие у потенциального поставщика соответствующей лицензии.

Таким образом, потенциальные поставщики, имеющие соответствующую лицензию, автоматически признаются соответствующими квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации.

Еще одним часто встречающимся нарушением является установление заказчиком требований по наличию опыта работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг.

В пункте 442 Правил указано, в каких случаях допускается установление требования по наличию опыта работы.

Опыт работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг потенциального поставщика может быть установлен в конкурсной документации (аукционной документации) согласно следующим критериям:

1) до двух лет, если выделенная сумма на осуществление государственных закупок способом конкурса (аукциона) превышает 50000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год;

2) до пяти лет, если выделенная сумма на осуществление государственных закупок способом конкурса (аукциона) превышает 200000-тысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год.

Следует обратить внимание на то, что требование по наличию опыта работы при закупках способом запроса ценовых предложений недопустимо. Такое требование может быть установлено при проведении государственных закупок только способами конкурса или аукциона и только в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 442 Правил.

Допустимые требования

При осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений, конкурса либо аукциона в технической спецификации дается полное описание и требуемые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемых товаров (работ, услуг), включая необходимые спецификации, планы, чертежи, эскизы.

Заказчики могут разработать техническую спецификацию с указанием национальных стандартов Республики Казахстан (при их наличии). При этом техническая спецификация не должна противоречить требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования. При необходимости в технической спецификации указывается нормативно-техническая документация.

В технической спецификации на товары, услуги описание функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик должно быть распределено на соответствующие разделы, содержащие:

– пределы функциональности;

– параметры технических характеристик;

– назначение товара;

– эксплуатационные условия товара, услуги.

При необходимости в технической спецификации указываются сопутствующие услуги, необходимые заказчику при поставке товаров (монтаж, наладка, обучение, проверки и испытания товаров и т. д.), и где они должны проводиться, а также год выпуска товара, срок гарантии.

При осуществлении государственных закупок способом конкурса или аукциона к потенциальным поставщикам могут предъявляться следующие квалификационные требования:

1) обладать правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц);

2) являться платежеспособным, не иметь налоговой задолженности;

3) не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации;

4) обладать соответствующими материальными и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг;

5) наличие опыта работы (только в соответствии с пунктом 442 Правил).

При осуществлении государственных закупок работ, требующих проектно-сметную документацию, конкурсная документация вместо технической спецификации должна содержать проектно-сметную документацию, утвержденную в установленном порядке.

При осуществлении государственных закупок работ по разработке технико-экономического обоснования и разработке проектно-сметной (типовой проектно-сметной) документации в техническом задании об их разработке может быть указано требование о применении при расчетах и проектировании материалов и оборудования, соответствующих действующим национальным стандартам Республики Казахстан (при их наличии).

В случае приобретения работ и услуг, качество выполнения (оказания) которых зависит от квалификации работника, непосредственно выполняющего (оказывающего) такие работы (услуги), в технической спецификации дается описание требований, предъявляемых к работнику, определяющих его уровень и профиль профессиональной подготовки, стаж работы не более трех лет (за исключением случаев, когда законодательством Республики Казахстан или утвержденными нормативами предусмотрен более высокий стаж), необходимых для выполнения возложенных на него обязанностей.

При установлении квалификационных требований следует учесть, что данные требования не должны превышать требований, установленных нормативными актами для определенного вида деятельности.

Приведем пример.

Для осуществления охранной деятельности в соответствии с приказом Министра внутренних дел РК от 30 декабря 2014 года № 959 «Об утверждении квалификационных требований и перечня документов, подтверждающих соответствие им, для осуществления охранной деятельности» утверждены следующие квалификационные требования:

  • На должность руководителя частной охранной организации, в том числе филиала и представительства, назначаются граждане Республики Казахстан:

– имеющие высшее юридическое образование или стаж работы не менее трех лет на командных должностях в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формирований или на руководящих должностях в правоохранительных и специальных органах;

– прошедшие подготовку по специальной программе, утверждаемой уполномоченным органом;

– не состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

– не имеющие судимости за совершение преступления.

  • На должность охранника принимаются граждане Республики Казахстан:

– не моложе 19 лет;

– прошедшие подготовку по специальной программе, утверждаемой уполномоченным органом;

– не состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

– не имеющие судимости за совершение преступления.

  • Наличие у частных охранных организаций, использующих в своей деятельности оружие и боеприпасы, помещения, предназначенного для их хранения (либо договора на их хранение в помещениях, отвечающих установленным требованиям).

Если в технической спецификации заказчик предъявит требования выше требований, установленных приказом Министра внутренних дел РК от 30 декабря 2014 года № 959, то они будут считаться завышенными и конкурс может быть отменен уполномоченным органом.

Формирование технической спецификации с завышенными требованиями при проведении государственных закупок может повлечь отмену закупки, срыв своевременного получения необходимых товаров, работ, услуг, неосвоение выделенных денежных средств.

Во избежание подобных последствий необходимо разрабатывать техническую спецификацию в соответствии с Законом и Правилами (при необходимости с другими нормативными актами), что приведет к правильному проведению государственных закупок и получению товаров, работ, услуг, соответствующих технической спецификации. 

Источник: Электронная система «Actualis» по госзакупкам



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 237-77-11/12

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04, +7 (727) 237-77-13


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по госзакупкам

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 000+ полезных статей
  • 4 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Только сегодня
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль