text
MCFR.KZ Госзакупки

Приобретение услуг доступа к Интернету

  • 26 января 2018
  • 1185
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, ВКО
Приобретение услуг доступа к Интернету

Способ осуществления государственных закупок по приобретению услуг доступа к сети Интернет

В последнее время были установлены факты отмены камеральным контролем закупок доступа к сети Интернет, объявленных способом запроса ценовых предложений.

Мотивируют такое решение тем, что согласно требованиям п. 4 ст. 37 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон) не допускается осуществление государственных закупок способом запроса ценовых предложений товаров, работ, услуг, поставка (выполнение, оказание) которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

Согласно разъяснению РГУ «Комитет государственного контроля в области связи, информатизации и средств массовой информации»: «Услуги доступа к сети Интернет следует относить к услугам связи, при этом, согласно п. 1 ст. 16-1 Закона РК «О связи» от 05 июля 2004 года № 567, оператор связи с момента начала деятельности по оказанию услуг доступа к сети Интернет обязан направить уведомление в уполномоченный орган на бумажном носителе или в форме электронного документа». Таким образом, согласно требованиям п. 2 ст. 13 Закона, заказчик определяет способ осуществления государственных закупок в соответствии с настоящим Законом. Однако организатором в нарушение вышеуказанных требований Закона неверно выбран способ закупки, поскольку закупаемые услуги требуют направления уведомления согласно Закону Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях». Допущенные нарушения влияют на итоги данных закупок».

Полагаем, что данное утверждение ошибочно по следующим основаниям.

Во-первых, в этом утверждении нет ссылки на нормативный акт, но есть ссылка на разъяснение уполномоченного органа в области связи о том, что «Услуги доступа к сети Интернет следует относить к услугам связи». Это разъяснение стало решающим в определении, что Интернет – это услуга связи, а значит, к поставщикам услуги Интернет (провайдерам) необходимо предъявить квалификационные требования в соответствии с Законом РК «О разрешениях и уведомлениях», а значит, такую закупку необходимо проводить способом конкурса.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что такой документ, как «разъяснение уполномоченного органа», не относится к нормам права. В соответствии с Законом РК «О нормативных правовых актах» разъяснения не относятся к нормам права, так как не могут устанавливать правовые нормы, изменять, прекращать или приостанавливать их действие, а значит, ссылаться на это разъяснение – неправомерно.

Кроме того, в самом разъяснении допущено грубейшее нарушение при цитировании нормы статьи – текст искажен. В Законе РК «О связи» сказано: «Оператор связи с момента начала деятельности по оказанию услуг связи обязан направить уведомление в уполномоченный орган на бумажном носителе или в форме электронного документа», а в уведомлении камерального контроля написано: «оператор связи с момента начала деятельности по оказанию услуг доступа к сети Интернет обязан направить уведомление в уполномоченный орган на бумажном носителе или в форме электронного документа».

Такое вольное обращение с нормами права недопустимо. Аналогия в данном случае неприменима, так как в действующем законодательстве достаточно норм, на основании которых можно сделать законный вывод.

В Законе РК «О связи» определено, что связь это прием, сбор, обработка, накопление, передача (перевозка), доставка, распространение информации, почтовых и специальных отправлений, почтовых переводов денег. Интернет как источник не выполняет перечисленных функций, кроме распространения информации.

Приказом и. о. Министра по инвестициям и развитию РК от 20.01.2015 г. № 21 установлены квалификационные требования для подтверждения соответствия заявителя на осуществление деятельности по предоставлению услуг связи. В этом перечне отсутствуют требования для интернет-провайдеров.

Согласно Закону РК «О разрешениях и уведомлениях» услуги связи – это лицензируемый вид деятельности.

Лицензия на предоставление услуг в области связи необходима для:

1) междугородной телефонной связи;

2) международной телефонной связи;

3) спутниковой подвижной связи;

4) сотовой связи (с указанием наименования стандарта).

Согласно этому же закону уведомительный порядок распространяется на услуги связи, при этом на услугу по предоставлению доступа к сети Интернет уведомительный порядок не требуется.

Интернет как связь косвенно рассматривается в п. 16 ст. 2 Закона РК «О связи»: оказание услуг связи – деятельность операторов связи, заключающаяся в предоставлении пользователям услуг связи, приведенных в общем классификаторе продукции видов экономической деятельности.

В разделе «Связь» Интернет указан, однако положения данного классификатора подлежат применению:

а) в статистике для изучения продукции в ее функциональной взаимосвязи с видами экономической деятельности;

б) для международных сопоставлений статистических данных по продукции;

в) как основа для разработки национальной номенклатуры продукции (товаров и услуг);

г) при проведении работ по сертификации и идентификации продукции;

д) при разработке стандартов и нормативных документов по стандартизации.

Кроме того, если детально рассмотреть наименования, указанные в классификаторе, то очевидно, что упоминается Интернет только в связи с оказанием этой услуги лицензированным оператором связи, а не как самостоятельный вид связи:

  • Предоставление доступа в Интернет от оператора кабельной инфраструктуры.
  • Предоставление доступа в Интернет от оператора инфраструктуры беспроводных телекоммуникационных систем.
  • Предоставление доступа в Интернет от оператора спутниковой инфраструктуры.
  • Предоставление доступа к Интернету и телефонной связи в общественных зданиях
  • Предоставление доступа к Интернету через сети, установленные между клиентами и интернет-провайдерами, независимыми и не находящимися под контролем других интернет-провайдеров, таких как провайдеры, предоставляющие доступ по телефонной линии, и т. д.

В действующем законодательстве Республики Казахстан Интернет как объект права рассматривается как товар (продается и покупается трафик), как техническое средство передачи информации по аналогии с иными средствами связи (для определения общего кода экономической деятельности (ОКЭД) при обработке статистических данных) и как средство массовой информации (для опубликования информации).

В Законе РК «О средствах массовой информации» дается определение понятию «средство массовой информации» – это периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы. Продукция средства массовой информации – тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, информация, размещенная на интернет-ресурсе.

В данном законе регламентирована и организация деятельности средств массовой информации: «Основанием для осуществления выпуска (выхода в эфир) продукции средства массовой информации, распространения сообщений и материалов информационного характера является свидетельство о постановке на учет теле-, радиоканала, периодического печатного издания, информационного агентства и (или) сетевого издания. Данные требования не распространяются на интернет-ресурсы (ст. 5).

Трафик для доступа в Интернет покупается у провайдеров.

Провайдер Интернета – это компания (организация), которая предоставляет всем желающим услугу доступа к Интернету и другие связанные с этим услуги. Провайдеры бывают первичными, или магистральными, т. е. имеющими в собственности магистральные интернет-линии, а также вторичными, которые арендуют каналы связи у магистральных провайдеров.

Интернет – это глобальная коммуникационная сеть, охватывающая практически весь мир. Ее существование поддерживается магистральными каналами огромной пропускной мощности, проложенными в том числе и по дну океанов. Несколько первичных межконтинентальных провайдеров продают трафик национальным или региональным операторам, которые, в свою очередь, предлагают канал местным провайдерам, непосредственно обслуживающим абонентов Интернета.

Взаимоотношения провайдеров разного уровня регулируются международными и (или) национальными гражданско-правовыми договорами, к которым относятся договоры о государственных закупках Республики Казахстан. То есть происходит купля-продажа трафика. Специальное разрешение на покупку трафика Интернета, а затем на его продажу, либо порядок уведомления о такой купле-продаже законодательством не предусмотрены.

Таким образом, законодательством установлено, что как средство передачи Интернет для лицензированных операторов связи учитывается при определении экономической деятельности при обработке статистических данных, а как источник информации – относится к средствам массовой информации, при этом доступ к услуге сети Интернет как к ресурсу – носителю информации не требует специального разрешения и не носит уведомительного характера.

На мой взгляд, проблема с определением способа закупки возникла из-за неверно выбранного предмета закупки. Государственная закупка «услуги Интернет» по сути является закупкой товара – трафика (можно провести аналогию с электроэнергией, которая также является товаром, а не услугой по предоставлению электроэнергии). При этом заказчик может закупать трафик без предоставления поставщиком дополнительного оборудования, а использовать ранее установленное оборудование, тем самым значительно экономя государственные средства.

Вывод: закупку доступа к Интернету допускается проводить способом запроса ценовых предложений.

Однако конкурс как способ закупки всё же придется использовать – при определении поставщика доступа к Интернету, и вот по каким причинам:

1.если годовой объем закупки в стоимостном выражении превышает четырехтысячекратный размер месячного расчетного показателя;

2.так как интернет входит в перечень ТРУ ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов государственных закупок способом конкурса/аукциона и вступления в силу договора о государственных закупках, заказчики имеют возможность пролонгировать предыдущий договор на срок до подведения итогов конкурса (не более чем на 2 месяца), при этом конкурс должен быть объявлен в первом месяце года. Если предыдущий поставщик письменно отказался от продления договора, то заказчик может на основании пп. 50) п. 3 ст. 39 Закона РК «О государственных закупках» закупить доступ к Интернету из одного источника, при этом так же должен объявить конкурс. При объявлении конкурса заказчик не должен устанавливать квалификационные требования к потенциальным поставщикам как к операторам связи.

Источник: Электронная система «Actualis» по госзакупкам

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Чтобы читать дальше, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции. После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль