text
MCFR.KZ Госзакупки

Изменения в законе о государственных закупках

  • 11 января 2018
  • 5774
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, ВКО
Изменения в законе о государственных закупках

С 1 января 2018 года введены в действие изменения в Закон РК «О государственных закупках» и Правила осуществления государственных закупок.

В конце 2017 года мы изучали предполагаемые изменения в государственных закупках с 1 января 2018 года.

Уполномоченным органом предлагалось увеличить стоимостное выражение для закупок из одного источника путем прямого заключения договора до 500 МРП, а также изменить формулировку понятия однородности товаров, работ, услуг, исключая термин «взаимозаменяемые».

Кроме того, предлагалось исключить подачу иска в суд о признании поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок в случае выплаты поставщиком неустойки (штрафа, пени) и полного исполнения договорных обязательств. Также предлагалось ввести досудебное урегулирование споров, возникающих при автоматическом включении потенциальных поставщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок посредством веб-портала. Предложений было много, и все они были ориентированы не только на защиту прав как заказчиков, так и поставщиков, но и в целом на дальнейшее совершенствование системы государственных закупок.

Рассмотрим эти изменения

Изменения в Закон РК «О государственных закупках» на 1 января 2018 года внесены только в связи с внесением изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного регулирования.

Пункт 21 статьи 43 изложен в новой редакции: «21. Договор о государственных закупках должен содержать условия уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов в соответствии с требованиями налогового законодательства Республики Казахстан, таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан».

Эта норма в старой редакции содержала ссылку на таможенное законодательство Таможенного союза, которая теперь заменена на ссылку на таможенное законодательство Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это значит, что существенных изменений в Закон РК «О государственных закупках» не было внесено.

Изменения внесены в Правила осуществления государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов РК от 11.12.2016 г. № 648 (далее – Правила), который является подзаконным актом. Изменения в этот документ в некоторой части не носят принципиального значения – они лишь уточняют и дополняют существующие нормы. Но при этом есть и существенные изменения.

Изменения в Правилах

Планирование

Статья 13 изложена в следующей редакции:

«Заказчики, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона, вносят изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок не более одного раза в месяц.

Требование части первой настоящего пункта не распространяется на случаи:

1) осуществления государственных закупок государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними юридическими лицами;

2) исполнения предписаний, уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий, в том числе по результатам камерального контроля;

3) осуществления государственных закупок при уточнении (корректировке) соответствующего бюджета в соответствии с законодательством Республики Казахстан».

Это значит, что заказчики (кроме государственных учреждений) при необходимости могут вносить изменения в план более одного раза в месяц. Более одного раза можно вносить изменения в план всем заказчикам (без исключения) только после проверки камеральным контролем и при изменении годового бюджета.

Закупки способом запроса ценовых предложений

При разработке технической спецификации заказчики могут разработать техническую спецификацию с указанием национальных стандартов Республики Казахстан (при его наличии). Старая редакция предусматривала в технической спецификации указание и неправительственных стандартов (помимо национальных).

Таким образом, внесенными изменениями исключается возможность лоббирования интересов определенных производителей.

Организация и проведение конкурса

1. В пункте 60 Правил уточнены формулировки определения председателя конкурсной комиссии.

2. По квалификационным требованиям, предъявляемым к потенциальным поставщикам, пункт 85-1 Правил изложен в новой редакции:

«Материальные и трудовые ресурсы, необходимые заказчику для исполнения обязательств по договору, указываются в технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации.

При осуществлении государственных закупок работ по строительству (новое строительство, расширение, техническое перевооружение, модернизация, реконструкция, реставрация и капитальный ремонт существующих объектов), разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и градостроительных проектов документом, подтверждающим обладание потенциальным поставщиком материальными и трудовыми ресурсами, является соответствующее разрешение (лицензия), выданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях».

Вспомним старую редакцию этого пункта:

«Материальные и трудовые ресурсы, необходимые заказчику для исполнения обязательств по договору, указываются в технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации. Если вместо технической спецификации конкурсная документация содержит утвержденную в установленном порядке проектно-сметную документацию, необходимые материальные и трудовые ресурсы указываются в соответствующем разделе проектно-сметной документации (проект организации строительства), содержащем потребность в основных видах строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и трудовых ресурсах.

При отсутствии в проектно-сметной документации соответствующего раздела (проект организации строительства), содержащего потребность в основных видах строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и трудовых ресурсах, на основании проектно-сметной документации разрабатывается и согласовывается с проектировщиком перечень основных видов строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и трудовых ресурсов, отражающий такую потребность.

При этом в перечне основных видов строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и трудовых ресурсов указывается требование о наличии у потенциального поставщика аттестованных инженерно-технических работников, работающих у него на постоянной основе. Совмещение работы аттестованными инженерно-техническими работниками, участвующими в процессе проектирования и строительства в других организациях, осуществляющих указанные виды деятельности, не допускается».

Существенным изменением этой нормы является то, что при проведении конкурсов на строительные работы, а также конкурсов по разработке технико-экономического обоснования (ТЭО), проектно-сметной документации (ПСД) и градостроительных проектов (ГП) потенциальным поставщикам не нужно подтверждать свою квалификацию наличием определенных машин, механизмов и трудовых ресурсов. Это значит, что организаторы не имеют права требовать от поставщиков наличие машин, механизмов и определенное количество работников. Правилами определено, что «требования о наличии материальных и трудовых ресурсов не распространяются на государственные закупки работ по строительству (новое строительство, расширение, техническое перевооружение, модернизация, реконструкция, реставрация и капитальный ремонт существующих объектов), разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и градостроительных проектов».

Это изменение обусловлено тем обстоятельством, что при наличии соответствующих лицензий потенциальные поставщики уже обладают соответствующей квалификацией. В результате исключается субъективный подход членов конкурсных комиссий при оценке конкурсных заявок, а значит, и незаконное отклонение заявок потенциальных поставщиков.

Кроме того, Правилами определено, что потенциальные поставщики, имеющие соответствующее разрешение (лицензию) на строительно-монтажные работы и участвующие в государственных закупках работ по текущему ремонту существующих объектов, признаются соответствующими квалификационным требованиям в части обладания материальными и трудовыми ресурсами, предусмотренными в конкурсной документации. То есть, если в конкурсе на текущий ремонт участвуют поставщики, не имеющие лицензии на строительные работы, они должны предоставлять сведения о материальных и трудовых ресурсах. Если поставщики имеют лицензии I, II или III категории, то такие сведения они не предоставляют. Напомним, что выполнение работ по текущему ремонту – это не лицензируемый вид деятельности.

3. Изменен пункт 156 Правил (присвоение условных скидок): «При наличии у потенциального поставщика документа о добровольном подтверждении соответствия предлагаемых товаров национальным стандартам Республики Казахстан, выданного в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования, конкурсная комиссия присваивает условную скидку в размере двух процентов (2 %)». Из формулировки в старой редакции исключено условие присвоения условной скидки за наличие документа о добровольном подтверждении соответствия предлагаемых товаров неправительственным стандартам.

4. Пунктом 442 Правил изменены объемы закупок, при которых устанавливается опыт работы как квалификационное требование к потенциальным поставщикам. Необходим опыт работы не менее двух лет, если выделенная сумма на осуществление государственных закупок способом конкурса (аукциона) превышает 50 000 МРП (пятидесятитысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год), и не менее пяти лет, если выделенная сумма на осуществление государственных закупок способом конкурса (аукциона) превышает 200 000 МРП (двухсоттысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год). В старой редакции было 100 и 250 МРП соответственно.

«Actualis: Госзакупки»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Госзакупки»


Демпинг

Введена новая норма определения демпинга при проведении электронного конкурса по текущему ремонту. Согласно пункту 174-1 Правил цена заявки на участие в конкурсе потенциального поставщика на работы по текущему ремонту и работы, не связанные со строительством, признается демпинговой в случае, если она ниже цены, выделенной на конкурс, более чем на 40 %.

Государственные закупки услуг государственного социального заказа

Пунктами 233, 234, 237 и 240 Правил уточнены требования по допуску потенциальных поставщиков к конкурсу при закупках государственного социального заказа.

Так, пунктом 233 Правил изменены критерии для оценки технических спецификаций, представленных потенциальными поставщиками. Прежде всего это:

2) соответствие цели деятельности потенциального поставщика (в соответствии с учредительными документами) закупаемым услугам заказчика;

3) соответствие детального плана мероприятий достижению целей, поставленных заказчиком (наименование и форма мероприятий, место и сроки проведения).

Пунктом 237 Правил понижен критерий допуска к конкурсу: потенциальный поставщик, техническая спецификация которого имеет итоговую оценку менее 8 баллов (в старой редакции – 11 баллов), не допускается к участию в конкурсе.

В соответствии с пунктом 240 Правил понижены и условные скидки для потенциальных поставщиков, допущенных к конкурсу:

«1) если итоговая оценка технической спецификации потенциального поставщика составляет от 10 до 15 баллов включительно, то конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика условно уменьшается на 10 %;

2) если итоговая оценка технической спецификации потенциального поставщика составляет от 16 до 20 баллов включительно, то конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика условно уменьшается на 20 %;

3) если итоговая оценка технической спецификации потенциального поставщика составляет свыше 20 баллов, то конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика условно уменьшается на 30 %».

Закупки единым организатором

Изменено лицо, принимающее решение о создании экспертной комиссии (пункт 274 Правил). В новой редакции таким лицом определен первый руководитель заказчика, либо лицо, исполняющее его обязанности, либо ответственный секретарь или иное осуществляющее полномочия ответственного секретаря должностное лицо. В старой редакции такими полномочиями обладал первый руководитель, либо лицо, заменяющее организатора, либо ответственный секретарь или иное осуществляющее полномочия ответственного секретаря должностное лицо.

Сроки заключения договора

Пунктом 391 Правил уточнена норма по срокам подписания договора поставщиком, занявшим второе место. В тех конкурсах, где цена определяется с учетом демпинга, сроки подписания договора определяются следующим образом: если победитель конкурса после подписания договора не внес обеспечение исполнения договора в течение 10 рабочих дней, то договор считается неподписанным, а организатор направляет проект договора поставщику, занявшему второе место.

Остальные изменения внесены в приложения к Правилам и содержат те изменения, о которых сказано выше.

1. Переработано приложение 5 к конкурсной документации «Сведения о квалификации».

Пункт 3 приложения 5: «Потенциальный поставщик указывает сведения о наличии строительных машин, механизмов и автотранспортных средств, предусмотренных конкурсной документацией, либо аналогичных строительных машин, механизмов и автотранспортных средств, необходимых для выполнения работ, с приложением электронных копий подтверждающих документов» заменен на пункт 3 с формулировкой: «Потенциальный поставщик указывает сведения о наличии материальных ресурсов, предусмотренных конкурсной документацией, необходимых для выполнения работ с приложением электронных копий подтверждающих документов».

Введен пункт 5 приложения 5: «Сведения о наличии соответствующего разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, с приложением электронных копий разрешений (лицензий) в случаях отсутствия сведений о них в информационных системах государственных органов».

2. Внесены соответствующие изменения по предоставляемым услугам в приложение 6 «Сведения о квалификации».

3. Изменено приложение 12 к конкурсной документации «Критерии оценки представленных потенциальными поставщиками технических спецификаций». Более подробно эти изменения рассмотрены выше.

4. В приложениях 19, 20, 21 уточнено, что если заказчик не выплачивает поставщику причитающиеся ему средства в сроки, указанные в договоре, то заказчик выплачивает поставщику неустойку (пеню) по задержанным платежам в размере 0,1 % от причитающейся суммы за каждый день просрочки. Эти платежи осуществляются всегда, за исключением случаев секвестра и (или) недостаточности денег на контрольном счете наличности соответствующих бюджетов (и – добавлено в новой редакции – на расчетном счете государственного предприятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций которых принадлежат государству).

5. В приложения 22-1, 22-2 и 22-3 внесены изменения, касающиеся даты электронных актов. До внесения изменений датой составления электронного акта являлась фиксированная дата составления акта поставщиком, в настоящее время фиксируется дата и время подписания акта заказчиком.

Таким образом, анонсированных и ожидаемых изменений участники государственных закупок не получили, но при этом изменения, рассмотренные в данной статье, внесли серьезные поправки в процесс осуществления государственных закупок.

Источник: Электронная система «Actualis» по госзакупкам

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Чтобы читать дальше, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции. После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты