Привлечение субподряда в госзакупках

487
Привлечение субподряда в госзакупках
Малтабаров Талгат БЕГАЙДАРОВИЧ
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы»
Привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для исполнения договоров о государственных закупках является распространенной практикой в деятельности различных хозяйствующих субъектов.

Прежде чем рассматривать нормы Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон) в части привлечения субподряда, необходимо выделить основные понятия субподряда в Гражданском кодексе РК (далее – ГК РК).

Указанным кодексом урегулированы наиболее значимые виды подрядных отношений, которые имеют свои особенные признаки.

Договоры подряда можно разделить на следующие виды:

1) бытовой подряд;

2) строительный подряд;

3) подряд на проектные или изыскательские работы;

4) подряд на научно-исследовательские, опытно-конструкторские технологические работы.

В ГК РК присутствует глава по регулированию подрядных отношений, в которой каждому виду подряда отведен специальный параграф. К вышеперечисленным видам договоров подряда применимы и общие положения, если иное не установлено нормами ГК РК о том или ином виде договора подряда.

Элементы договора подряда

В договоре подряда присутствуют две стороны: заказчик и подрядчик.

Заказчиком является лицо, поручающее другой стороне (подрядчику) выполнить работу, обусловленную договором. Заказчиком может быть любой субъект гражданско-правовых отношений. Что касается участия государства в договорах подряда, то особенности такого участия определяются отдельными законодательными актами (Законом, Законом РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» и пр.).

Подрядчик – это лицо, которое выполняет обусловленную договором подряда работу. Зачастую это субъект предпринимательской деятельности, физическое лицо или ИП либо коммерческое юридическое лицо. На разовой основе подрядные работы может выполнять любое дееспособное физическое лицо.

В соответствии с Законом РК от 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях» в ряде случаев подрядчикам для осуществления деятельности необходимы разрешительные документы. Так, лицензированию подлежат проектно-изыскательские, строительно-монтажные работы и т. д.

Для выполнения некоторых видов работ требуются специализированные навыки, квалификации. Вследствие этого подрядчик, заключивший договор подряда, вправе привлечь других лиц к выполнению работ, не входящих в сферу его профессиональной компетенции. Это возможно в договорах подряда, где в качестве подрядчиков выступают как физические, так и юридические лица.

Лицо, первоначально заключившее договор на выполнение всего объема работ и привлекшее других лиц, именуется генеральным подрядчиком, а привлеченное лицо – субподрядчиком. В этом случае подрядчик выступает перед заказчиком в качестве генерального подрядчика, а перед субподрядчиком – в качестве заказчика. При этом согласие заказчика на заключение субподрядного договора не требуется.

Генеральный подрядчик лично отвечает перед заказчиком за надлежащее исполнение договора подряда в целом.

Таким образом, субподрядчик – это лицо (физическое и (или) юридическое), имеющее специализированные навыки, квалификации, привлеченное для выполнения определенных работ. То есть это, по сути, перепоручение выполнения работ (оказания услуг) третьим лицам.

При этом договора субподряда как вида или подвида договора не существует. В ГК РК даже не встречаются такие слова, как «договор субподряда» и «субподряд». Из этого можно сделать вывод, что выполнение работ субподрядчиком регулируется обыкновенными нормами о подряде.

В ГК РК содержатся лишь понятия генерального подрядчика и субподрядчика, а также несколько незначительных указаний для них:

1) в договоре подряда может содержаться запрет подрядчику привлекать субподрядчиков;

2) в договорах могут быть закреплены права заказчика и субподрядчика (у которых, как правило, нет заключенных между собой договоров) предъявлять претензии друг другу, минуя генерального подрядчика; при отсутствии такого положения они имеют право предъявлять претензии только генеральному подрядчику;

3) заказчик может поручить выполнение части работ другим лицам только с согласия генерального подрядчика (данная норма, на наш взгляд, лишена смысла, поскольку в ней идет речь об изменении договорного объема работ, которое и без данного правила невозможно в одностороннем порядке).

Таким образом, отношения между генеральным подрядчиком и субподрядчиком являются подрядом и регулируются положениями ГК РК о договоре подряда, как бы сами стороны при этом ни называли договор.

В рамках Закона относительно субподряда предусматриваются нижеследующие требования.

На основании статьи 9 Закона квалификационные требования, установленные пунктом 1 указанной статьи, распространяются также на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и юридических лиц, которых потенциальный поставщик предусматривает привлечь в качестве субподрядчиков по выполнению работ либо соисполнителей по оказанию услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок.

Потенциальный поставщик, который предусматривает привлечение субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг, должен представить организатору государственных закупок документы, подтверждающие соответствие привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг квалификационным требованиям, установленным пунктом 1 вышеуказанной статьи.

В случае привлечения субподрядчиков (соисполнителей) для выполнения отдельных видов работ либо услуг документы, подтверждающие их соответствие квалификационным требованиям, установленным пунктом 1 вышеуказанной статьи, представляются на выполняемые ими виды работ, услуг.

Предельные объемы работ и услуг, которые могут быть переданы субподрядчикам (соисполнителям) для выполнения работ либо оказания услуг, не должны превышать в совокупности две трети объема выполняемых работ или оказываемых услуг.

При этом субподрядчикам (соисполнителям) запрещается передавать иным субподрядчикам (соисполнителям) объемы выполнения работ либо оказания услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок.

Таким образом, субподряд привлекается только на работы, а соисполнителей привлекают только на услуги.

Зачастую на практике некоторые государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, в рамках Закона помимо роли заказчика выступают в роли поставщика и участвуют в государственных закупках. В ходе исполнения договорных обязательств у них возникает вопрос по привлечению субподряда: необходимо ли предусматривать расходы по привлечению субподряда в годовом плане?

Согласно вышеуказанным нормам Закона (статья 9 Закона) потенциальный поставщик (заказчик) при подаче заявки для участия в электронных государственных закупках обязан заполнить сведения о субподрядчиках по выполнению работ (соисполнителях при оказании услуг), а также виды работ и услуг, передаваемых потенциальным поставщиком субподрядчикам (соисполнителем) (приложение 10 к конкурсной документации).

Если при участии в государственных закупках потенциальный поставщик заполнил соответствующие сведения о субподрядчике, привлечение последнего осуществляется согласно требованиям гражданского законодательства без проведения государственных закупок.

Соответственно в годовом плане государственных закупок затраты на привлечение субподрядчиков не предусматриваются.

Источник: Электронная система «Actualis» по госзакупкам



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:         +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по госзакупкам

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 000+ полезных статей
  • 4 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль