Применение законодательства о госзакупках на веб-портале

267
Применение законодательства о госзакупках на веб-портале
Бурковская Марина Петровна
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, ВКО
Что должен знать специалист по государственным закупкам, приступая к работе на портале? Какую же роль выполняет веб-портал в сфере государственных закупок?

С 1 января 2016 года все процедуры государственных закупок переведены исключительно в электронный формат.
Напомним, что до 2016 года обязательным действием на портале было только размещение плана и проведение электронной закупки (конкурс, аукцион или закупка способом запроса ценовых предложений). Заключение договора допускалось в бумажном варианте. Каждый заказчик объявлял закупку и отменял ее, заключал договоры, расторгал их или заключал дополнительные соглашения в силу своих познаний и под свою ответственность. Зачастую электронный вариант договора не совпадал с бумажным вариантом. 
Заключались дополнительные соглашения на увеличение сроков исполнения и на увеличение суммы договора в нарушение требований законодательства. Такие факты выявлялись в ходе проверок в отдельных случаях, но в целом картина не менялась.
С введением электронной формы договора эти процессы в кратчайшие сроки обрели законные рамки. Однако не так всё просто и в настоящее время. 
Что должен знать специалист по государственным закупкам, приступая к работе на веб-портале? Вопрос риторический, ибо и так все понятно – необходимо знать Закон РК «О государственных закупках» (далее – Закон) и Правила осуществления государственных закупок (далее - Правила). Это «альфа» и «омега» любого «госзакупщика». 
Кроме того, необходимо упомянутые нормативные правовые акты соотносить с другими НПА, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона, законодательство Республики Казахстан о государственных закупках основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из норм Гражданского Кодекса Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Какую же роль выполняет веб-портал (далее – портал) в сфере государственных закупок?
Прежде всего, это инструмент для проведения закупок. Поэтому порядок работы на портале должен полностью соответствовать действующему законодательству РК. А это значит, что разработанные функционалы и инструкции по их применению не должны противоречить Закону и другим нормативным правовым актам. 
На практике оказывается, что разработчики портала имеют собственное понимание требований Закона и Правил, и устанавливают функции, которые, мягко говоря, не всегда соответствуют требованиям законодательства. Справедливости ради стоит заметить, что разработчики на месте не стоят, и функции Портала постоянно дорабатываются, и улучшаются. Однако в настоящее время на портале существуют такие функции (и/или ошибки), которые нельзя объяснить просто техническими недоработками. Это принципиальное заблуждение в некоторых юридических вопросах, недопонимание того, что сфера государственных закупок регламентируется не только специальным законом, но и законодательством, которое не предусмотрено Законом.
В статье будут рассмотрены некоторые примеры таких недоработок.
Отмена электронного конкурса
Как вы думаете, может ли организатор самостоятельно отменить конкурс после его объявления? Законом и Правилами этот момент специально не оговаривается. Однако все знают, что организатор не может отменить конкурс, потому что его отмена производится только после проверки, в ходе которой установлен факт нарушения. Почему сложилось такое неверное убеждение? Потому что на портале этот функционал разработан таким образом, что отмена конкурса возможна только по решению судебного органа, органа прокуратуры или органа государственного финансового контроля. Других вариантов отмены конкурса нет. 
Если нарушение выявлено самостоятельно, то в подавляющем большинстве случаев организаторы ждут, обнаружат ошибку или нет. Если проверкой будет установлен факт нарушения, тогда по решению сторонней организации отменяют конкурс.
Такие отмены сопровождаются составлением протоколов об административном правонарушении. С введением камерального контроля, задачами которого является своевременное предупреждение нарушений в сфере государственных закупок, задача упростилась. Если камеральным контролем установлено нарушение до подведения итогов, то такой конкурс отменяется без составления административного протокола. А если проверку произвела прокуратура или камеральный контроль проверил уже состоявшийся конкурс, административное наказание за нарушения организатору обеспечено. Таких примеров по стране тысячи. Некоторые «продвинутые» организаторы, обнаружив у себя ошибку при объявлении конкурса, обращаются в ИФК и просят провести проверку до подведения итогов, дабы своевременно отменить конкурс, при этом не получить административное взыскание.
На самом деле таких сложных манипуляций можно избежать. Достаточно разработчикам предусмотреть на портале возможность для организатора самостоятельно отменять закупку, объявленную с нарушением. Для этого необходимо в список «Орган, принявший решение об отмене конкурса» добавить – «Организатор закупок». Законное основание для этого имеется. 
Согласно пункту 3 статьи 65 Закона РК от 6 апреля 2016 года № 480-V «О правовых актах», до прекращения действия правовой акт индивидуального применения может быть приостановлен, изменен и (или) дополнен либо отменен уполномоченным органом, принявшим данный правовой акт, вышестоящим к нему государственным органом либо судом 
К сведению.
1) Правовой акт индивидуального применения – письменный официальный документ установленной формы, распространяющийся на индивидуально определенный круг лиц (физических и (или) юридических лиц), который реализует установленные законодательством Республики Казахстан их права и обязанности и не содержит норм права;
2) До вступления в силу закона «О нормативных актах» в апреле 2016 года, аналогичная норма была предусмотрена статьей 8 Закона РК «Об административных процедурах». 
К слову сказать, нормы этой статьи в повседневной практике используются часто, когда первый руководитель, издав приказ (распоряжение) может через некоторое время, в связи с производственной необходимостью или изменившимися обстоятельствами, отменить его, либо внести изменения.
При проведении конкурса под правовым актом индивидуального применения следует принимать приказ (распоряжение) о проведении электронного конкурса и утверждении конкурсной документации. Таким образом, до завершения процедур конкурса организатор, самостоятельно обнаружив нарушение, проведя служебную проверку и наказав виновных в дисциплинарном порядке, вправе отменить конкурс.
Внимание. Учитывая, что за нарушения при проведении конкурса предусмотрены серьезные административные штрафы, принцип правовой защищенности работников в сфере государственных закупок, предусмотренный законодательством, должен быть соблюден.
Законом предусмотрена процедура обсуждения конкурсной документации, которая как раз и выполняет функцию обнаружения и исправления допущенных ошибок с момента публикации объявления. Однако после того как конкурс принимает статус «Прием заявок», организатор не может самостоятельно отменить конкурс, хотя юридически он не утратил своего права на исправление ошибки.

Продолжение в следующей статье

Источник: Журнал «Государственный заказ. Вопросы и ответы», № 11-2016  



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Нравится ли вам наш новый сайт?

  • Да 100%
  • Нет 0%
  • Не знакомы со старым сайтом 0%
Другие опросы

Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях