Коррупция угроза национальной безопасности

181
Коррупция угроза национальной безопасности
Экономическое измерение национальной безопасности тесно связано с наиболее острыми проблемами государства, угроза национальной безопасности вызвана совокупностью противоречий

В современных условиях любое государство стремится определить свои цели и государственную стратегию по защите национальных интересов.

Данная деятельность связана, прежде всего, с понятием национальной безопасности страны, которое традиционно определяется как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, создающих опасность национальным интересам. 

Сегодня на первый план выдвигается экономическое измерение национальной безопасности, тесно связанное с наиболее острыми проблемами государства. Угроза национальной безопасности вызвана совокупностью противоречий, существующих в различных сферах жизни на разных уровнях социального конфликта. В условиях нынешних рыночных отношений угроза экономическим интересам страны может исходить от противоправной деятельности отечественных товаропроизводителей и связанных с ними коррумпированных чиновников, что выражается в росте масштабов организованной преступности и коррупции. Это несет и более глобальные угрозы, подрывая демократические устои общества, веру в закон, справедливость и нравственные ценности, которые серьезно искажаются.

Борьба с коррупцией – наш важный приоритет, подтверждением тому является постоянная планомерная работа государства по противостоянию коррупции. Так, с момента обретения независимости в РК предпринимаются конкретные меры борьбы и эффективного противодействия коррупции. С учетом имеющегося положительного опыта развитых стран в нашей Республике постоянно совершенствуется нормативно-правовая база, разрабатываются и принимаются всё более действенные законы, направленные на предупреждение и пресечение различных видов коррупции.

Внимание! Однако не следует забывать, что для достижения конечного результата и искоренения пагубного воздействия коррупции необходимо менять сознание людей.

Только гражданское общество сформирует и разовьет правовую культуру: ни разделение власти, ни реформирование судебной системы не приблизят нас к правовому государству.

Исторически правовое государство и гражданское общество формируются совместно. Правовое государство поддерживает независимость такого общества, а оно в свою очередь помогает государству проводить политику согласия и взаимопонимания. Именно поэтому в основе всех политических явлений лежат такие ценности, как суверенитет и национальная безопасность, экономическое благосостояние, конституционный порядок и гарантия прав личности. 

Рейтинг восприятия коррупции в Казахстане

Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index) (дале – ИВК)  – это глобальное исследование рейтинга стран мира по  распространенности коррупции в государственном секторе. Рассчитан по методике международной неправительственной организации Transparency International, основанной на  общедоступных статистических данных и результатах опроса.

В рамках ИВК коррупция определяется как любые злоупотребления служебным положением в целях личной выгоды. 

К сведению. Ориентацию на экспертные опросы инициаторы проекта объясняют тем, что при измерении коррупции статистические данные, например, число уголовных дел или судебных приговоров по фактам коррупции, как правило, «не работают». Эти данные, во-первых, не всегда доступны, а, во-вторых, отражают не столько реальный уровень коррупции, сколько эффективность работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению фактов коррупции. 

В этой ситуации единственным надежным источником информации, по мнению исследователей, являются свидетельства тех, кто непосредственно сталкивается с коррупцией (предприниматели) или профессионально занимается ее изучением (аналитики).

Важно. В ИВК 2015 года Казахстан набрал 28 баллов и продвинулся в рейтинге на 123 место со 126 в прошлом году.

Результаты основаны на мнениях экспертов и руководителей бизнес-компаний, полученных в ходе опросов, а также данных международных организаций. Расчет ИВК Казахстана осуществлялся по данным восьми международных исследований, эксперты которых в ходе опросов и анкетирования ответили на вопросы относительно их восприятия уровня коррупции в Казахстане в сферах экономики, права, демократических реформ.

Исходя из выводов экспертов, основными положительными моментами стали масштабные законодательные инициативы, предпринятые в области противодействия коррупции и обеспечения прозрачности и подотчетности деятельности государственной власти. В том числе – продолжающаяся работа в сфере совершенствования систем по оказанию государственных услуг населению.

Следует также отметить, что проблематика, которая выявлена по итогам исследования 2015 года по Казахстану, остается в целом прежней и связана с необходимостью решать задачи в сфере усиления правовой сферы, исследованием рисков, связанных с ростом теневой экономики, усилением демократических процедур в системе государственного управления. Нерешенность этих задач, как отмечают эксперты, будет способствовать росту коррупции.

Основными зонами риска, которые будут наиболее актуальны для Казахстана в 2016 году, являются:

Рост недоверия граждан правительству, вследствие чего ожидается усиление риска возникновения социальных конфликтов в обществе.

Продолжающийся мировой экономический кризис, который потребует от правительства более решительных стабилизационных мер.

Недостаточная эффективность государственного аппарата, способного принимать ответственные решения в условиях быстро меняющейся экономической ситуации.

Важно. Коррупция по-прежнему остается серьезным вызовом, который усиливается вследствие нестабильности экономики. Фактическое состояние дел свидетельствует об отсутствии системности и последовательности в реализации в этой сфере. 

Еще одной существенной проблемой, которая громко заявила о себе в Казахстане в последние несколько лет, – стала проблема роста корпоративной коррупции. И это касается как местного, так и иностранного бизнеса.

Сегодня фиксируется серьезный рост использования коррупционной практики со стороны иностранных компаний, работающих в Казахстане.

К сведению. По данным последнего всемирного отчета Transparency International по корпоративной коррупции, более пятидесяти крупнейших мировых компаний, работающих на территории нашей страны, не раскрывают информацию о доходах, получаемых в Казахстане, не предоставляют информацию о налогах. Не в полной мере раскрывается информация о сферах деятельности и их взаимоотношениях с государством.

Всё это говорит о наличии серьезного риска для инвестиционной привлекательности Казахстана, над которой усердно работает правительство страны.

Экономические трудности, с которыми столкнулся Казахстан, отчетливо проявили возможность давления местного крупного бизнеса и его представителей на государственную политику и власть. 

Несмотря на положительные оценки экспертов, которые получили правительственные законодательные инициативы (Законы РК «О доступе к информации», «Об общественных советах», «О противодействии коррупции») в сфере обеспечения прозрачности и противодействия коррупции, и предоставляют гражданам дополнительные возможности для реализации своих конституционных прав, в ходе экспертных опросов в очередной раз был зафиксирован низкий уровень правоприменения, в частности, – практика избирательного применения законов.

Источник: журнал "Государственный заказ. Вопросы и ответы", №10



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях