Неразмещение заказчиком проекта договора

68
Биятова Жанар Рахметоллаевна
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, СКО
Неразмещение на веб-портале проекта договора не позволяет потенциальному поставщику ознакомиться с его текстом и существенными условиями,и невозможно выполнить договор.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона «О государственных закупках» организатор государственных закупок не позднее 5 рабочих дней до окончания срока представления ценовых предложений обязан разместить на веб-портале государственных закупок на казахском и русском языках информацию о проводимых закупках товаров, работ, услуг и проект договора о государственных закупках с указанием существенных условий, в том числе и технических. Размещенная информация о предстоящих государственных закупках способом запроса ценовых предложений должна быть доступна для всех потенциальных поставщиков, прошедших регистрацию на веб-портале государственных закупок.

Неразмещение на веб-портале проекта договора не позволяет потенциальному поставщику ознакомиться с его текстом и существенными условиями, без чего в случае победы будет сложно или невозможно выполнить договор.

Как противодействовать

Согласно подпункту 1) пункта 5 статьи 15 Закона «О государственных закупках» поставщику необходимо незамедлительно обратиться в органы финансового контроля с жалобой на данное нарушение и с требованием обязать заказчика или организатора закупок исправить допущенное нарушение, а если закупки были проведены - то с требованием об их отмене.

Несоответствие данных, указанных в тексте объявления и в тексте проекта договора

Суть нарушения

Размещенный текст объявления о закупках и текст проекта договора могут существенно отличаться по основным условиям (наименование товара, работы, услуги, объем поставок и технические характеристики, сроки исполнения условий договора и порядок расчетов). В связи с этим при подписании договора поставщик может обнаружить условия, на которые он не рассчитывал при представлении ценового предложения.

Как противодействовать

Потенциальный поставщик должен внимательно проверять соответствие указанных сведений друг другу. Поставщик имеет право отозвать свое ценовое предложение до окончания сроков предоставления ценовых предложений, указанных в объявлении. Он также может обжаловать указанные нарушения в органах финансового контроля или в суде.

Несоответствие текста договора, представленного на подписание, ранее размещенному проекту договора

Суть нарушения

В соответствии с пунктом 9 статьи 31 Закона «О государственных закупках» не допускается внесение изменений и (или) дополнений в существенные условия проекта договора о государственных закупках. В нарушение этого требования поставщик может получить на подписание договор, текст которого отличается от ранее размещенного проекта.

Как противодействовать

Поставщик имеет право не подписывать договор, отличающийся от проекта договора, так как в соответствии со статьей 39 Закона «О государственных закупках» внесение изменений в проект договора о государственных закупках допускается при соблюдении следующих взаимосвязанных условий:

внесение изменения в проект договора инициировано одной из сторон не позднее пяти рабочих дней со дня подписания протокола об итогах государственных закупок способом конкурса;

внесение изменения допускается в части уменьшения суммы проекта договора;

решение о внесении изменения в части уменьшения суммы договора принято по взаимному согласию сторон.

 Не допускается внесение изменений в проект договора о государственных закупках без соблюдения указанных условий.

Не допускается вносить в проект либо заключенный договор о государственных закупках изменения, которые могут изменить содержание условий проводимых (проведенных) государственных закупок и (или) предложения, явившегося основой для выбора поставщика.

В соответствии с пунктом 6 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан  от 14 декабря 2012 года №5 «О применении судами законодательства о государственных закупках» поставщик, признанный победителем, вправе отказаться от заключения договора независимо от причин отказа либо предложить заказчику внести изменения в существенные условия договора. Указанные отказ либо предложение поставщик вправе представить заказчику только до истечения срока направления последним проекта договора (в течение 5 рабочих дней после подведения итогов). Представленный поставщиком отказ от заключения договора не будет являться нарушением со стороны поставщика и не будет в дальнейшем являться основанием для признания в суде его недобросовестным участником государственных закупок. К подобным исключениям также относятся какие-либо другие письменные обращения, исполнение которых не представляет возможности заказчику заключить договор на указанных при объявлении государственных закупок условиях.

Также в защиту своих прав поставщик может указать на несоответствие в описании характеристик закупаемых товаров (работ, услуг), указанных в размещенной заказчиком информации, фактическим условиям договора, представленного заказчиком к заключению. Указанное основание будет толковаться в пользу поставщика, в случае предъявления заказчиком в суде требований о признании его недобросовестным поставщиком за уклонение от заключения договора.

Во всех случаях принуждения к изменению текста договора поможет жалоба в орган финансового контроля.

Несвоевременное представление либо непредставление заказчиком подписанного договора поставщику

Суть нарушения

В соответствии с пунктом 9 статьи 31 Закона «О государственных закупках» заказчик обязан подписать и предоставить поставщику договор в течение 5 рабочих дней с момента утверждения итогов закупок. В нарушение этого требования в некоторых случаях организаторы закупок предоставляют договор несвоевременно. При этом может оказаться под угрозой возможность своевременного исполнения договора поставщиком. Иногда договор не предоставляется вообще, что полностью исключает возможность его исполнения.

Как противодействовать

Осуществление государственных закупок регламентируется не только Законом «О государственных закупках», но и согласно пункту 1 указанного Нормативного постановления гражданским законодательством. Пунктом 4 статьи 399 Гражданского кодекса предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с данным кодексом или иными законодательными актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне убытки, вызванные отказом заключить договор.

Таким образом, в случае непредоставления и неподписания заказчиком договора поставщик имеет право обратиться с иском в суд о принудительном заключении договора или с жалобой в орган финансового контроля об устранении нарушений, а также вправе требовать возмещения убытков, вызванных несвоевременным предоставлением либо непредоставлением заказчиком договора о государственных закупках.

Более того, пунктом 6 упомянутого Нормативного постановления предусмотрено, что при предъявлении заказчиком иска о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок по основанию уклонения от заключения договора заказчик, в соответствии со статьями 65, 66 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, обязан представить в суд доказательства надлежащего направления им проекта договора (например, почтовое уведомление о доставке проектов договора, расписка поставщика о получении нарочно) либо указать причины неисполнения им данной обязанности. Невыполнение заказчиком возложенной на него указанной обязанности является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок по основанию уклонения от заключения договора.

Препятствия, создаваемые победившему участнику в заключении и исполнении договора

Суть нарушения

Участник государственных закупок, представивший наименьшее предложение, может столкнуться с явным или скрытым противодействием организатора, рассчитывающего на победу в закупках «своего» поставщика, под которого проводились государственные закупки.

Это может выразиться:

в предъявлении необоснованных дополнительных требований к исполнению договора;

в предложении отказаться от заключения договора в пользу другого поставщика;

в предложении, чтобы заключенный договор исполнял другой поставщик.

Как противодействовать

Указанные нарушения носят явный коррупционный характер. Помимо жалобы в органы финансового контроля эффективным может оказаться обращение в органы финансовой полиции.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях