Выход в единое пространство

21
Интервью вице-министра финансов РК Руслана Даленова

На наших глазах формируется новая экономическая реальность – Таможенный союз (ТС) Казахстана, России и Беларуси, который с нового года объединил страны альянса в Единое экономическое пространство. Игроков внешнеэкономического поля волнует практический аспект этого события. О том, как извлечь реальные преимущества из масштабного интеграционного образования и как преодолеть проблемы, неизбежно возникающие при трансформациях столь глобального порядка, рассказал вице-министр финансов Республики Казахстан, Руслан Даленов.

- Руслан Ерболатович, каков экономический эффект от формирования общего таможенно-экономического пространства?

- Для начала, наверное, стоит вспомнить все этапные рубежи Таможенного союза. С начала 2010 года Казахстан, Россия и Беларусь живут по единому таможенному тарифу. Через полгода вступил в силу Таможенный кодекс ТС. Соответственно, с 1 июля было отменено таможенное оформление на российско-казахстанской границе, еще через год был снят таможенный контроль и ликвидированы таможенные посты с обеих сторон. Таким образом, таможенный контроль окончательно переместился с внутренних на внешние границы стран ТС. Полномочия по взиманию косвенных налогов в торговле между странами ТС полностью перешли от таможенных органов к налоговым. В целом практика поэтапных шагов в подключении к Таможенному союзу позволила более качественно прорабатывать все вопросы, связанные с единым таможенным пространством трех стран.

Создание единой таможенной территории положительно сказалось на работе бизнеса, что естественно: таможенные барьеры полностью ликвидированы, предприниматели могут работать на общем рынке трех стран. Как следствие, товарооборот Казахстана со странами - партнерами по ТС постоянно растет.

- Хотелось бы попросить вас внести ясность: что конкретно выиграл бизнес за этот год?

внешнеэкономической деятельности. И сегодня те компании, которые продают свои товары в России, уже не оформляют грузовую таможенную декларацию, ранее эта процедура занимала от нескольких часов до нескольких суток. Помимо экономии времени сокращены материальные издержки. В частности, уже нет необходимости платить сборы за таможенное оформление по 50-60 евро за одну декларацию плюс 20 евро за дополнительный лист, оплачивать услуги таможенных брокеров, равно как и размещать товар на складах временного хранения, где арендная плата была достаточно высока. Мы стараемся создавать как можно меньшую нагрузку на бизнес, ведь таможенный досмотр - это достаточно затратное проверочное мероприятие.

Несомненные выгоды бизнесу принесла и новая схема уплаты косвенных налогов в рамках Таможенного союза. НДС и акцизы при импорте товаров из Беларуси и России уплачиваются с отсрочкой на 20-50 дней. Появилась возможность реализовывать импортируемый товар до уплаты НДС на импорт, что решает вопрос недостатка оборотных средств. Это все, что касается торговли между Казахстаном, Россией и Беларусью, между которой стерта таможенная граница. В торговле с третьими странами, или, как мы говорим, на внешнем контуре Таможенного союза, оформление и контроль, естественно, остаются, но и здесь есть определенные послабления. Например, лицензирование и сопутствующие лицензионные сборы на брокерскую деятельность, торговлю магазинов dutyfree, складов временного хранения, стоимость лицензий по которым достигала от 5 до 19 тысяч евро. Также импортеры получили расширенный перечень оснований и случаев для отсрочки уплаты импортных пошлин. Что касается производственников, то в связи с определенным удорожанием импорта из третьих стран они начали реагировать на изменение спроса. Часть потребления по-прежнему закрывается импортом, часть переориентировалась на беспошлинные товары СНГ, но часть перешла на отечественные аналоги либо в целом заложила спрос для производства внутри страны в перспективе. Для населения эффект интеграционных процессов я вижу в сохранении и увеличении занятости. Речь не идет о трудовой миграции, хотя и в этой сфере по соглашению все максимально упрощается. По оценкам, учитывая крепкие торговые и производственные связи, четверть занятости населения прямо или косвенно обеспечивается спросом/предложением товаров и услуг со стороны государств ТС. Люди занимаются либо их производством, либо их торговлей.

- У медали, как известно, две стороны, и у стремительной интеграции, вероятно, тоже…

- Я не отрицаю, что отдельные позиции нам приходится поправлять. Интеграция идет оперативно, поэтому и все возникающие проблемы приходится решать оперативно на национальном уровне и в формате Комиссии Таможенного союза. Самый главный судья - это практика. По такому пути мы сейчас и идем. Например, практика выявила оборотную сторону отсрочки уплаты НДС. Сейчас суммы налога не могут быть предъявлены к зачету немедленно. Этот момент откладывается до того времени, пока не поступит информация от российских или белорусских налоговых служб об уплате налога контрагентом нашего экспортера. Таким образом, экспортер зависит от дисциплины и добросовестности своего покупателя. Поэтому бизнес ставит вопрос о более оперативном возврате НДС, поскольку новый механизм все равно требует длительного отвлечения оборотных средств. Возможно, будет внедрена система управления налоговыми рисками. В этом случае подтверждением экспорта в целях возмещения НДС, может являться факт отгрузки продукции, еще до не дожидаясь, получения информации об исполнении обязательств контр партнером. И уж затем налоговые службы постфактум проверят, была ли такая поставка, и были ли уплачены косвенные налоги в бюджет одной из стран-партнеров. Система подразумевает принцип: доверяй, потом проверяй, а сейчас наоборот. Решение этой проблемы находится на стадии обсуждения, как и схема возмещения НДС, казахстанским экспортерам при поставке продукции за рубеж, в третьи страны. Также намечена корректировка методики декларации стоимости товаров, чтобы, к примеру, холодильники не завозились в Казахстан по цене утюга.

Скажите, а Единое экономическое пространство обещает дополнительные бонусы деловым кругам?

Безусловно. Первоочередной пакет ЕЭП включает 17 международных соглашений. Все они уже ратифицированы и вступили в силу с 1 января 2012 года. Среди них ключевым для бизнеса я считаю соглашение о государственных муниципальных закупках. С начала нового года национальные рынки России и Беларуси в системе госзакупок будут работать в электронном режиме. Иначе говоря, казахстанские предприниматели смогут принимать участие через Интернет в электронных госзакупках, проводимых в России и Беларуси. При этом если в РФ и РБ для своих отечественных поставщиков предусмотрены какие-либо преференции в закупках, то такие же преференции представлены на равных и казахстанскому бизнесу уже с 1 января 2014 года.

Главное преимущество, которое дает соглашение о государственных муниципальных закупках, – это равный доступ субъектов хозяйствования Казахстана, России и Беларуси. И такой равный доступ может быть обеспечен только путем автоматизации услуги, чтобы убрать из процесса человеческий фактор. Вся процедура будет прозрачной, начиная с размещения объявления о закупках на сайте Министерства финансов РК www.goszakup.govkz. Сами тендеры будут проводиться в режиме реального времени. А победитель по соответствующим критериям будет определен среди потенциальных поставщиков компьютерным способом. Никто не сможет вмешаться в этот процесс.

Я уверен, что в будущем году Казахстан, Россия и Беларусь экономически станут еще ближе и сплоченней.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Нравится ли вам наш новый сайт?

  • Да 100%
  • Нет 0%
  • Не знакомы со старым сайтом 0%
Другие опросы

Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях