Заключение дополнительных соглашении по строительству

32
Вишнева Наталья Георгиевна
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, город Алматы
При проведении строительных работ довольно часто появляется необходимость дополнительных работ, не предусмотренных договором, и в таком случае необходима законодательная норма, позволяющая заключать дополнительные соглашения к договору о государственных закупках.

При проведении строительных работ довольно часто появляется необходимость дополнительных работ, не предусмотренных договором, и в таком случае необходима законодательная норма, позволяющая заключать дополнительные соглашения к договору о государственных закупках. С другой стороны, непонятно, каким образом заказчик и поставщик должны устанавливать стоимость дополнительных работ пропорционально их объему, и это может привести как к понятным злоупотреблениям со стороны заказчика, так и к субъективной оценке его действий контролирующими или правоохранительными органами. При этом необходимо отметить, что речь здесь идет именно о дополнительных расходах (т.е. о дополнительных желаниях заказчиков), а не о непредвиденных расходах, которые в любом случае при осуществлении строительства включаются в начальную цену договора в размере 2, 3 или 10 % в зависимости от строящегося объекта. Поэтому часть непредвиденных расходов покрывается ис­ключительно за счет собственных средств подрядчиков, что должно быть прямо указано в условиях договора о государственных закупках работ.

Указанное условие предусмотрено подпунктом 2 пункта 2 статьи 39 Закона
«О государственных закупках», когда по обоюдному согласию сторон договора стороны могут внести изменения в части увеличения суммы договора, если в проектно-сметную документацию, прошедшую государственную экспертизу, внесены изменения и принято решение о дополнительном выделении денег на сумму такого изменения, принятое в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

Наряду с этим внесение изменений в заключенный договор о государственных закупках при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика, предусмотренных статьей 39 Закона, допускается по соглашению сторон. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 401 ГК РК (общая часть) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законодательными актами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

 В этой связи хотелось бы обратить внимание еще на одну проблему, а именно, приемку заказчиком законченного строительства.

Согласно пункту 13 статьи 68 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» завершенный строительный объект подлежит приемке в эксплуатацию в соответствии с нормами главы 11 настоящего Закона. Казалось бы, что все обязанности заказчика указаны в НПА, а именно, заказчик обязан создать рабочую комиссию, получить положительное заключение рабочей комиссии без каких либо замечаний, участвовать в работе государственной приемочной комиссии. Но именно в этом случае заказчик перекладывает свои обязанности на подрядчика, и тот самостоятельно согласовывает заключение с рабочей комиссией и соответственно Акт госкомиссии, в то время как самым заинтересованным лицом в качестве выполненных работ и применении при строительстве качественных материалов, наличии или отсутствии замечаний, выявлении скрытых работ и т.д. должен быть и оставаться госорган – заказчик.

В связи с тем, что негласно все указанные функции заказчик передает поставщику-подрядчику, нарушаются сроки, возникает обман со стороны подрядчика при подписании уполномоченными лицами заключений и актов и т.д. Имеют место огромное количество примеров некачественного выполнения работ. Все указанное происходит опять же по причине отсутствия грамотных специалистов у заказчика, недостаточной их квалификации, некомпетентности заказчика в целом. По этой причине предлагаю всё строительство за счет государственных средств передать соответствующим акиматам или единому организатору государственных закупок.

Еще одна проблема, на мой взгляд, возникающая в процессе строительства.

Важно. Основным критерием отбора победителя становится предложенная цена. Однако применение конкурсов и аукционов показало, что чем ниже квалификация подрядчика, тем меньшую цену контракта он готов предложить. Снижение стоимости в основном происходит за счет применения более дешевых материалов и рабочей силы (менее квалифицированной). При этом у заказчика отсутствует какая-либо возможность ограничить участника конкурса\аукциона в подаче ценовых предложений. На практике случаи предложения участниками необоснованно низкой цены встречаются довольно часто, что порождает риск неисполнения договора о государственных закупках работ или исполнения его с низким качеством.

Считаю, что при существующей процедуре теряется эффективность конкурентного отбора потенциальных поставщиков путем оценки их опыта работы, способности выполнения необходимых объемов строительства в указанный срок, удовлетворения квалификационным требованиям и качественным характеристикам.

  Нерешенность многих проблем организации подрядных работ в строительстве, прежде всего в области конкурсных процедур, в методике оценки претендентов и выборе достойного победителя, обусловливают необходимость дальнейших исследований в данной области. При проведении подрядных работ в строительстве необходимо использовать такие требования, как необходимость наличия предварительной квалификации, т.е. предварительного отбора поставщиков; раздельный учет ценовых и неценовых критериев; рассмотрение предложений претендентов по решению вопросов охраны окружающей среды, техники безопасности; более обстоятельное ознакомление с участниками закупок на предмет наличия материальных, финансовых и трудовых ресурсов, достаточных для исполнения обязательств по договорам; обязательное страхование рисков заказчиков.

Полагаю, что также необходима оценка поставщиков по наличию квалифицированных специалистов путем проверки соответствующих отчислений по заработной плате работников в бюджет, в том числе в накопительные пенсионные фонды. Указанные данные должны быть подтверждены налоговыми органами.

Все это усилит ответственность строительных компаний, участников процесса строительства за счет государственных средств и в целом приведет к сокращению фактов нецелевого использования денежных средств, а также снижению коррупции в этой отрасли. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях