Влияние экономических трудностей на интеграцию в ЕАЭС

31
В 2015 году ЕАЭС столкнулся с многочисленными вызовами, которые негативно сказывались на реализации интеграционных проектов в рамках союза.

Интервью министра по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Сулейменова. 

В Евразийской экономической комиссии не испытывают иллюзий по поводу улучшения экономических показателей стран ЕАЭС в 2016 году. Однако это не помешает интеграционным процессам в рамках союза, считает министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов. Он рассказал о целесообразности введения единой валюты в рамках ЕАЭС, перспективах его развития, а также о мерах, которые позволят учитывать экономические интересы участников союза при принятии политических решений в условиях санкций.

. В 2015 году ЕАЭС столкнулся с многочисленными вызовами, которые негативно сказывались на реализации интеграционных проектов в рамках союза.

Какие тенденции наблюдаются в первые месяцы 2016 года?

Говорить о том, что ситуация кардинальным образом улучшилась, очень сложно, не стоит себя утешать. К сожалению, в первую очередь, это связано с тем, что наши две крупнейшие экономики (казахстанская и российская) «привязаны» к ценам на нефть, газ, металлы, а ситуация по этим показателям на рынке кардинально не поменялась.

Экономические трудности продолжаются. Вы знаете, какие прогнозы даются на этот год: небольшой рост для казахстанской экономики, в районе нуля или небольшой минус – для российской. Этот год будет сложным с макроэкономической точки зрения.

В то же время с точки зрения интеграционных аспектов можно констатировать, что мы движемся, углубляем интеграцию, закрашиваем те серые пятна, которые у нас были.

Мы недавно докладывали на Евразийском межправительственном совете, что было исполнено в рамках председательства Беларуси в органах союза в 2015 году.

Необходимо отметить, что все пункты в сфере промышленности, экономики и финансовой политики мы, как наднациональный орган, выполнили. В частности, в финансовом секторе было подготовлено соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках. Это касается и пенсионных вопросов – мы подготовили пенсионный договор и отправили его на внутригосударственное согласование (ВГС) валютной политики.

Как наднациональный орган, мы одобрили соглашение о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации, отправили его на ВГС. Сейчас осталось одно разногласие в части определенных переходных сроков для Беларуси, но в целом по валютной политике у нас намечается прогресс. С принятием этого соглашения мы отменим все валютные ограничения во взаимной торговле. С интеграционной точки зрения 2015 год получился такой же насыщенный с положительной точки зрения, как и 2014, когда писался договор о ЕАЭС.

– Когда ожидается принятие соглашения, касающегося валютной политики?

– Осталось всего одно замечание, которое относится к переходному периоду для Беларуси, само соглашение полностью прошло согласование всеми пятью государствами. Есть определенные трудности в системе валютного регулирования и контроля Беларуси, наши коллеги хотят некоторые вещи сохранить на некоторое время. У других стран – партнеров есть понимание, но сроки переходных периодов предлагают сократить. Собираемся обсуждать это на совете комиссии в первой половине года, после этого останется пройти внутригосударственные процедуры, и думаю, что в конце года мы его подпишем.

– Вы отмечали, что в сложных экономических условиях важное значение приобретает координация курсовой политики наших стран. Как проходит работа в этом направлении и дала ли она те результаты, на которые рассчитывали страны? Смогла ли такая координация существенно поправить ситуацию?

– Курсовая политика сейчас находится целиком и полностью в национальной компетенции, в ведении центральных банков. У них есть отдельный договор о согласованной валютной политике, который подписан в 2011 году, отдельный орган – Консультационный совет по валютной политике. Они встречаются регулярно, друг друга информируют.

Координация курсовой политики обязательно нужна. Думаю, что любой гражданин, я уже не говорю о бизнесе, на сегодня может сказать, насколько важны валютные курсы во взаимной торговле, когда у тебя есть единое экономическое пространство, единый товарный рынок, но происходит разбалансировка курса.

Нам хотелось бы, чтобы к этому вопросу в большей степени была подключена ЕЭК и, может быть, ведомства правительств. В Консультационный совет по валютной политике входят только главы национальных банков. По договору о согласованной валютной политике в их обязанности на сегодняшний день не входит информирование ЕЭК или правительств.

– Среди факторов, которые повлияли на снижение взаимной торговли, в том числе и санкции в отношении России. Остается ли этот фактор одним из ключевых? Или страны адаптировались к новым реалиям?

– Здесь необходимо различать: санкции были применены только к одной стране союза – России, контрсанкции применяются также только Россией в отношении европейских, американских товаров. Непосредственно санкции, например, Казахстан, Беларусь, а также других членов союза, не затрагивают.

Проблемы возникают, скорее, в нашем пока еще неумении учитывать экономические интересы всех государств при принятии политических решений. При этом нет сомнений, что любое государство имеет право на свою политическую точку зрения. Нужно, чтобы это не сказывалось на интеграционных процессах. Мы говорим сейчас о транзите европейских товаров через территорию России в Казахстан, Кыргызстан и т. д.

– Не секрет, что казахстанские предприниматели часто жалуются на сложности с транзитом товаров через территорию Российской Федерации. Эти сложности связаны как раз с напряженными отношениями России с некоторыми зарубежными странами?

– Да, но это эффект не санкций, это эффект контрсанкций, нам необходимо научиться этим управлять. Эксперты говорят, что возможна заморозка этой ситуации на какой-то длительный период и, соответственно, нам необходимо выработать меры, которые позволят России отстаивать свои политические интересы, но в то же время экономические интересы других стран – партнеров не будут затронуты. Над этим комиссия работает, вопрос продвигается сложно, очень много спорных тем, но наш таможенный блок работает. Думаю, что мы сможем к концу года представить какую-либо концепцию реализации в этом направлении.

Вместе с тем ЕЭК совместно с регуляторами и бизнес-сообществом сторон в рамках секторальных рабочих групп подготовлены планы либерализации с переходными периодами формирования единого рынка услуг.

Планы разработаны по 19 секторам услуг в таких сферах, как строительство, туризм, научные исследования, реклама, геология, оценка имущества и другие.

После гармонизации необходимо будет внести изменения в национальное законодательство и при необходимости разработать и заключить международные договоры или принять акты союза. Все это планируется осуществить в течение 2018–2021 гг. Также необходимо будет наладить административное сотрудничество между регуляторами сторон, в том числе путем заключения отдельных соглашений межведомственного характера.

Предварительные даты завершения работ по планам и начала функционирования единого рынка услуг также достаточно амбициозны. Так, в сфере строительства особо опасных и сложных объектов перевод данного сектора услуг в единый рынок намечается осуществить не позднее 2021 года. В свою очередь геологические работы будут в едином рынке в 2019 году. Услуги, связанные с недвижимым имуществом, прогнозируется отнести к единому рынку уже в 2017 году.

В ближайшее время планы будут внесены на рассмотрение коллегии комиссии и после их одобрения будут рассмотрены на очередном заседании совета комиссии (июнь 2016 года). После одобрения советом комиссии планы будут незамедлительно внесены на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях