Камеральный контроль в государственных закупках (2-я часть)

197
Камеральный контроль – это мощный толчок в совершенствовании системы государственных закупок, установлении единых требований в правоприменительной практике, исключении коррупционных проявлений в самой системе проверок. Это еще и надежная обучающая площадка как для объекта контроля, так и для субъекта контроля, хотя такие задачи перед камеральным контролем не стоят.

Уведомление считается исполненным в двух случаях:

1)   в случае согласия с выводами камерального контроля;

2)   в случае несогласия с выводами камерального контроля.

В первом случае необходимо устранить нарушения и сообщить об этом в тот орган, который проводил камеральный контроль. Сообщение готовится согласно приложению 2 к Правилам проведения камерального контроля.

В сообщении говорится, что объект контроля, рассмотрев уведомление уполномоченного органа, в котором установлены нарушения законодательства РК в части, например, установления квалификационных требований, не предусмотренных Законом РК «О государственных закупках» (далее – Закон), соглашается с вышеуказанным нарушением, которое на данный момент устранено путем внесения изменений в конкурсную документацию, или путем отмены объявленного конкурса и повторного опубликования конкурса с учетом указанных замечаний.

Во втором случае, если объект контроля не согласен с нарушениями, указанными в уведомлении, он имеет право написать возражение и направить его в Комитет.

Это право предусмотрено подпунктом 4) пункта 1 статьи 37 Закона РК от 12 ноября 2015 года № 392-V «О государственном аудите и финансовом контроле»:

«Руководитель объекта государственного аудита имеет право в случае несогласия с результатами государственного аудита в срок не более десяти рабочих дней со дня представления подписанного аудиторского отчета и (или) аудиторского отчета по финансовой отчетности, а в случае несогласия с нарушениями, указанными в уведомлении об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения), направлять соответствующему органу государственного аудита и финансового контроля возражения к ним». 

Такое возражение направляется в Комитет финансового контроля (далее – Комитет) с одновременным извещением территориального подразделения Комитета, направившего уведомление.

Текст возражения составляется согласно приложению 3 к Правилам проведения камерального контроля и содержит описание обстоятельств, являющихся основанием для несогласия с указанными в уведомлении нарушениями.

В течение трех рабочих дней с момента получения возражения Комитет рассматривает и дает свое заключение – положительное или отрицательное, то есть соглашается с возражениями или не соглашается.

Заключение признается положительным, если в ходе рассмотрения возражения Комитетом установлено отсутствие нарушений, то есть Комитет принимает возражение объекта контроля и соглашается с ним. В этом случае уведомление считается исполненным.

Если в ходе рассмотрения возражения, нарушения, указанные в уведомлении, повторно подтверждаются, т. е. Комитет не согласен с возражениями, такое уведомление считается неисполненным, а нарушение подлежит устранению, при этом заключение признается отрицательным.

Срок исполнения уведомления приостанавливается на период рассмотрения возражения, т. е. камеральный контроль дает возможность объекту контроля использовать свое право на обжалование выводов, указанных в уведомлении.

Период рассмотрения возражения начинается с момента поступления в Комитет возражения и до момента вручения объекту контроля соответствующего заключения.

Таким образом, если Комитетом не подтверждены нарушения, указанные в уведомлении, это уведомление считается исполненным, при этом все претензии к объекту контроля снимаются.

Заключение Комитета готовится в соответствии с приложением 4 к Правилам проведения камерального контроля и содержит следующие сведения:

наименование объекта камерального контроля;

наименование уполномоченного органа по камеральному контролю;

дату рассмотрения возражения;

ссылку на выявленные нарушения, указанные в уведомлении;

вывод Комитета по законности нарушений;

заключение Комитета (положительное или отрицательное).

Сроки вручения уведомления

о выявленном нарушении, заключении Комитета

Как правило, о нарушении объект контроля узнает только после того, как получает уведомление. Такое уведомление выписывается не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений и подлежит обязательной регистрации в журнале регистрации уведомлений.

Уведомление, заключение вручается объекту контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения. При этом уведомление, заключение, направленное одним из нижеперечисленных способов, считается врученным объекту контроля в следующих случаях:

1) по почте заказным письмом с уведомлением – с даты отметки объекта камерального контроля в уведомлении, заключении почтовой или иной организации связи;

2) электронным способом – с даты доставки уведомления, заключения адресату в единой системе электронного документооборота или с даты доставки уведомления, заключения объекту государственного аудита посредством веб-портала государственных закупок.

Указанные способы электронной доставки не следует путать с электронной почтой в социальных сетях, что само по себе не является подтверждением факта доставки электронного документа.

Компетентность сотрудников камерального контроля

Процедуры камерального контроля, исправления нарушений и обжалования уведомлений регламентированы достаточно подробно. Проведение камерального контроля и полномочия, которые установлены для субъекта контроля, предполагают квалифицированный подход к проведению проверки.

Однако зачастую сотрудники камерального контроля не всегда бывают объективными в своих оценках.

Так, в марте 2016 года объекту контроля поступило уведомление главного специалиста – контролера-ревизора ИФК по Алматинской области Алибекова А. А. о выявлении нарушения, которое подпадает под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 207 Кодекса РК от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях».

Камеральным контролем утверждается, что в технической спецификации открытого электронного конкурса по закупке услуг охраны административного здания необоснованно установлены требования о предоставлении фотографии логотипа охранной организации, а также наличие надежной деловой репутации и положительных отзывов. По мнению ревизора, эти требования ограничивают и усложняют участие потенциальных поставщиков в государственных закупках.

С выводами, приведенными в уведомлении, нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с Правилами осуществления государственных закупок (далее – Правила) потенциальные поставщики с заявкой на участие в открытом конкурсе предоставляют техническую спецификацию с описанием функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик закупаемых товаров, работ, услуг, в том числе с указанием на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования.

Требование о наличии у охранной организации логотипа установлено Законом РК «Об охранной деятельности». Так, согласно пункту 4 статьи 15 указанного Закона работники, занимающие должность охранника в частных охранных организациях, осуществляют охранную деятельность в специальной одежде, обозначающей их принадлежность к субъекту охранной деятельности.

Приказом министра внутренних дел РК от 23 февраля 2015 года № 142 «Об утверждении образцов специальной одежды и Правил ее ношения работниками частных охранных организаций, занимающими должность охранника» регламентированы случаи наличия знаков на одежде для офисных помещений.

Таким образом, требование о предоставлении фотографии с логотипом охранной организации не противоречит действующему законодательству. Тем более что согласно статье 3 Закона законодательство Республики Казахстан о государственных закупках основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из норм Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Кроме того, техническая спецификация победителя конкурса является приложением к договору о государственных закупках, а наличие заявленной фотографии позволяет заказчику контролировать в будущем исполнение условий договора в течение его действия, в том числе и по логотипу на форменной одежде.

Требование о наличии деловой репутации и положительных отзывов является эмоциональной составляющей желания заказчика заключить договор с профессиональной охранной организацией. Вывод о том, что требование о наличии деловой репутации и отзывов «подразумевает» наличие опыта – это субъективное мнение проверяющего, не подтвержденное ссылками из Закона и Правил. Так, согласно абзацу 2 подпункта 2) пункта 16 Типовой конкурсной документации (на который ссылается камеральный контроль) не допускается требование о наличии в заявках на участие в конкурсе потенциальных поставщиков копий писем от производителей, заводов-изготовителей, технических паспортов, сертификатов соответствия продукции, образцов закупаемых товаров, за исключением закупок лицензионного программного обеспечения. Соответственно ясно, что эти ограничения относятся к поставкам товаров. Поэтому ссылка камерального контроля на эту норму необоснованная и незаконная.

Если по первому основанию, указанному в уведомлении, есть четкая регламентация в нормативных правовых актах, дающая право организатору конкурса устанавливать такое требование, то по второму случаю – спорный вопрос. И если бы этот вопрос решался в суде, то к двум субъективным мнениям (организатора конкурса и контролера) добавилось бы еще и субъективное мнение судьи, который принимал решение по данному вопросу. О применении права в данном случае говорить не приходится, потому что Правилами установлены четкие ограничения по технической спецификации, которые объект контроля не нарушил.

Исходя из принципа разумности и справедливости, в данном случае камеральный контроль в лице конкретного сотрудника мог бы принять иное решение.

Если в данном случае уведомление не будет обжаловано, то у контролера и объекта контроля данный пример останется в практике и будет расцениваться как нарушение. Допускаю, что подобные случаи в других областях могут трактоваться иначе, и там сложится практика, отличная от приведенного примера.

Как исключить ошибки, допускаемые камеральным контролем, которые обусловлены недостаточным знанием юридической техники отдельными сотрудниками и индивидуальным толкованием некоторых норм закона?

Для исключения ошибок необходимо выполнение как минимум трех условий:

возможность обжалования уведомления, и эта задача уже реализована в Правилах проведения камерального контроля;

исключение субъективного подхода проверяющего лица. Это условие возможно будет реализовать только когда на первом этапе общедоступными будут официальные комментарии уполномоченного органа по максимальному количеству ситуаций.

Например, по опыту работы: что именно следует считать незаконным требованием о наличии опыта. К сожалению, в настоящее время такой информации в общем доступе нет, а имеющаяся информация зачастую носит формальный характер, так как ответ не развернутый, а представляет собой ссылку на те же нормы, которые необходимо пояснить; 

на втором этапе необходима подготовка и издание официального научно-правового комментария к Закону, и что более важно – к Правилам.

Реализация этих условий максимально сократит количество нарушений, допускаемых объектами контроля. Кроме того, там, где предусмотрена административная ответственность объекта контроля, недопустим субъективный подход в оценке нарушений.

Подводя итог всему сказанному, можно с уверенностью утверждать, что камеральный контроль – это мощный толчок в совершенствовании системы государственных закупок, установлении единых требований в правоприменительной практике, исключении коррупционных проявлений в самой системе проверок. Это еще и надежная обучающая площадка как для объекта контроля, так и для субъекта контроля, хотя такие задачи перед камеральным контролем не стоят.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях