Ответственность в сфере госзакупок в 2016 году

29
Ответственность в сфере госзакупок в 2016 году
Худайбергенова Наталья Александровна
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, город Алматы
Нарушения в сфере государственных закупок контролируются уполномоченным органом и делятся по степени ответственности, предусмотрены дисциплинарные взыскания

Нарушения в сфере государственных закупок контролируются уполномоченным органом и делятся по степени ответственности. Так, предусмотрены дисциплинарные взыскания согласно Трудовому кодексу и ответственность за коррупционные действия, регулируемые Законом о борьбе с коррупцией. Также предусмотрена административная ответственность на основании статьи 207 Кодекса об административных правонарушениях (далее – Кодекс).

В Кодекс внесены поправки по штрафам за нарушение требований законодательства о государственных закупках.

В Закон Республики Казахстан «О государственных закупках», который был подписан 4 декабря 2015 года Президентом Республики Казахстан (вступил в действие с 1 января 2016 года), внесены существенные изменения и соответственно – изменена ответственность должностных лиц.

В примечании к данной статье указано, кто подразумевается под должностными лицами. При этом важно помнить, что штрафы оплачиваются не с бюджетных средств, а с доходов физического лица, допустившего нарушение.

Мы детально рассмотрим 13 видов нарушений в сфере государственных закупок, когда и в каких случаях предусмотрен штраф.

Пунктом 1 статьи 207 Кодекса предусмотрен штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей (106 050 тенге) за нарушение требований законодательства Республики Казахстан о государственных закупках к конкурсной документации (аукционной документации) либо в размещаемой информации при осуществлении государственных      закупок способом запроса ценовых предложений, путем установления любых не измеряемых количественно и (или) неадминистрируемых требований к потенциальным поставщикам либо указания на характеристики, определяющие принадлежность приобретаемых товаров, работ, услуг отдельным потенциальным поставщикам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

В данный пункт добавлено понятие «установление любых не измеряемых количественно и (или) неадминистрируемых требований к потенциальным поставщикам», так как в новом Законе акцент делается именно на запрет установления завышенных требований к поставщикам.

 Исключения прописаны во всех трех конкурентных способах, а именно: разрешены указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иных характеристик, определяющих принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги отдельному потенциальному поставщику на характеристики, определяющие определенного поставщика, если закупаются товары, работы или услуги:

1) для доукомплектования, модернизации и дооснащения основного (установленного) оборудования, а также установленного программного обеспечения (лицензионного программного обеспечения);

2) для определения поставщика услуг по предоставлению товара в лизинг и возникновения необходимости подробного описания предмета лизинга;

3) для ремонта и (или) технического обслуживания имеющегося у заказчика товара.

Таким образом, во всех остальных случаях указание и требования к потенциальным поставщикам будут незаконными.

В Законе появилось новое понятие «предварительное обсуждение конкурсной документации (аукционной документации). И согласно статье 22 Закона замечания к проекту конкурсной документации, а также запросы о разъяснении положений конкурсной документации могут быть направлены заказчику, организатору государственных закупок, единому организатору государственных закупок не позднее пяти рабочих дней со дня размещения объявления об осуществлении государственных закупок.

В случае наличия замечаний заказчик, организатор государственных закупок в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока предварительного обсуждения конкурсной документации принимают одно из следующих решений:

Ответственность в сфере госзакупок в 2016 году1) вносят изменения и (или) дополнения в проект конкурсной документации;

2) отклоняют замечания к проекту конкурсной документации с указанием обоснований причин их отклонения;

3) дают разъяснения положений конкурсной документации.

В связи с этим в пункт 2 статьи 207 Кодекса внесены поправки и за несвоевременное рассмотрение замечаний к проекту конкурсной документации (аукционной документации), поступивших в рамках предварительного обсуждения проекта конкурсной документации (аукционной документации), а равно несвоевременное размещение на веб-портале государственных закупок протокола предварительного обсуждения проекта конкурсной документации (аукционной документации), а также текста конкурсной документации (аукционной документации)  предусмотрен штраф на должностных лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей (63 630 тенге).

Пунктом 10 статьи 5 Закона установлено, что заказчик до заключения договора о государственных закупках вправе отказаться от осуществления государственных закупок в случаях:

Ответственность в сфере госзакупок в 2016 году1) сокращения расходов на приобретение товаров, работ, услуг, предусмотренных в утвержденном (уточненном) годовом плане государственных закупок (предварительном годовом плане государственных закупок), произошедших при уточнении (корректировке) соответствующих бюджета, проекта бюджета, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

Ответственность в сфере госзакупок в 2016 году2) внесения изменений и дополнений в стратегический план государственного органа, бюджет (план развития) заказчика, исключающих необходимость приобретения товаров, работ, услуг, предусмотренных в утвержденном (уточненном) годовом плане государственных закупок (предварительном годовом плане государственных закупок), в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В случае, предусмотренном подпунктом 2) настоящего пункта, внесение изменений и дополнений в годовой план государственных закупок (предварительный годовой план государственных закупок), направленных на приобретение таких товаров, работ, услуг в текущем году, не допускается.

На основании вышеизложенного пунктом 3 статьи 207 Кодекса предусмотрен штраф на должностных лиц в размере ста месячных расчетных показателей (212 100 тенге) за отказ от осуществления государственных закупок по иным причинам.

Согласно статьям 27 и 33 Закона по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе (аукционе) на предмет соответствия потенциальных поставщиков квалификационным требованиям и требованиям конкурсной (аукционной) документации оформляется протокол предварительного допуска к участию в конкурсе (аукционе), который подписывается председателем и всеми членами конкурсной (аукционной) комиссии, а также секретарем конкурсной (аукционной) комиссии в день принятия решения о предварительном рассмотрении заявок на участие в конкурсе (аукционе).

Протокол предварительного допуска к участию в конкурсе (аукционе) должен содержать информацию о потенциальных поставщиках, заявки на участие в конкурсе (аукционе) которых были отклонены, с подробным описанием причин их отклонения, в том числе с указанием сведений и документов, подтверждающих их несоответствие квалификационным требованиям и требованиям конкурсной (аукционной) документации.

У потенциального поставщика есть право привести в соответствие свою заявку в конкурсе (аукционе) в течении трех рабочих дней.

Наряду с этим пунктом 4 статьи 207 Кодекса предусмотрена ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере ста месячных расчетных показателей (212 100 тенге) за направление запроса и иные действия конкурсной комиссии (аукционной комиссии), связанные с дополнением заявки на участие в конкурсе (аукционе) недостающими документами, заменой документов, представленных в заявке на участие в конкурсе (аукционе), приведением в соответствие ненадлежащим образом оформленных документов, после истечения срока приведения заявок на участие в конкурсе (аукционе) в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации (аукционной документации), предусмотренными законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

Необходимо знать, что данный штраф распространяется на председателя конкурсной комиссии (аукционной комиссии) и его заместителя, а также членов конкурсной комиссии (аукционной комиссии).

В статью 9 Закона внесены изменения по установлению квалификационных требований, а именно: к потенциальным поставщикам предъявляются следующие квалификационные требования:

1) обладать правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц);

Ответственность в сфере госзакупок в 2016 году2) являться платежеспособным, не иметь налоговой задолженности;

Ответственность в сфере госзакупок в 2016 году3) не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации;

Ответственность в сфере госзакупок в 2016 году4) обладать соответствующими материальными и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг;

Ответственность в сфере госзакупок в 2016 году5) наличие опыта работы. Требование подпункта 5) настоящего пункта устанавливается в соответствии с критериями, определяемыми правилами осуществления государственных закупок.

И соответственно пунктом 5 статьи 207 Кодекса за установление в конкурсной документации (аукционной документации) к потенциальным поставщикам и (или) к привлекаемым ими субподрядчикам (соисполнителям) работ либо услуг квалификационных требований, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, предусмотрен штраф на должностных лиц в размере ста месячных расчетных показателей (212 100 тенге).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях