Рассмотрение судами исков о признании поставщиков

44
Рассмотрение судами исков о признании поставщиков
Гафуров Ернар Еркенович
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, город Алматы
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с пунктом 5 Нормативного постановления перечень оснований для формирования реестра недобросовестных участников государственных закупок, установленный пунктом 4 статьи 11 Закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

При рассмотрении исков о признании поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках, недобросовестными участниками государственных закупок судами принимается во внимание вина поставщика как основание гражданско-правовой ответственности в соответствии со статьей 359 ГК и наступившие негативные последствия для заказчика, исходя из критериев справедливости и разумности – согласно части 6 статьи 6 ГПК. В соответствии с пунктом 2 статьи 401 ГК под негативными последствиями, прежде всего, понимается причинение стороне договора такого ущерба, в силу которого она в значительной степени лишилась того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Наряду с этим судами принимаются во внимание дополнительные соглашения, заключаемые сторонами договора о государственных закупках в части изменения срока выполнения работ. Статьей 39 Закона установлены основания внесения изменений в проект либо заключенный договор о государственных закупках.

В этой связи суды учитывают, что если сторонами не вносились изменения в договор, проектно-сметную документацию в соответствии с подпунктами 7), 8) пункта 2 статьи 39 Закона, то ссылка на дополнительные соглашения в части изменения срока выполнения работ, предусмотренного заключенным договором о государственных закупках, является необоснованной.

Напоминаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона потенциальный поставщик признается недобросовестным участником государственных закупок при установлении факта предоставления недостоверной информации по квалификационным требованиям.

В данном случае необходимо учитывать то обстоятельство, что пунктом 5 Нормативного постановления предусмотрена обязанность судов отличать данный факт от непредставления либо представления ненадлежащим образом оформленного документа по квалификационным требованиям, которые согласно подпункту 1) статьи 9 Закона являются основанием признания потенциального поставщика не соответствующим квалификационным требованиям.

 

Важно. Еще одним важным аспектом является то, что согласно пункту 7 статьи 8 Закона квалификационные требования, установленные пунктами 2 и 3 указанной статьи, распространяются также на физических и юридических лиц, которых потенциальный поставщик предусматривает привлечь в качестве субподрядчиков по выполнению работ, либо соисполнителей по оказанию услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок.

Внимание. Поэтому потенциальный поставщик, привлекающий для участия в государственных закупках субподрядчиков (соисполнителей), при подаче конкурсных заявок несет полную ответственность за достоверность предоставляемых сведений, в том числе и по субподрядчикам (соисполнителям). В случае предоставления недостоверной информации субподрядчиком (соисполнителем) потенциальный поставщик так же признается недобросовестным участником государственных закупок в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона.

Следует отдельно разъяснить действия заказчика при обращении в суд в связи с уклонением потенциального поставщика от заключения договора. В данном случае, согласно пункту 6 Нормативного постановления, при предъявлении иска о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок по основанию уклонения от заключения договора о государственных закупках заказчик в соответствии со статьями 65, 66 ГПК должен представить доказательства надлежащего направления им проекта договора либо указать причины неисполнения. Примером такого доказательства может служить почтовое уведомление о доставке проектов договора или расписка поставщика о получении нарочно.

Внимание. Невыполнение заказчиком возложенной на него обязанности по направлению проекта договора о государственных закупках является основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок по основанию уклонения от заключения договора.

Исключениями являются случаи поступления письменного отказа поставщика от заключения договора до истечения сроков направления заказчиком проекта договора независимо от причин отказа либо предложения поставщика о внесении изменений в существенные условия договора. К указанным исключениям могут быть отнесены также иные письменные обращения, исполнение которых не дает заказчику возможности заключить договоры на указанных при объявлении государственных закупок условиях. В свою очередь поставщики должны знать, что несоответствие в описании характеристик закупаемых товаров (работ, услуг), указанных в информации, размещенной на веб-портале государственных закупок в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона, фактическим условиям договора, представленного заказчиком к заключению, может толковаться в пользу потенциального поставщика в случае предъявления в суде требований о признании его недобросовестным поставщиком за уклонение от заключения договора.

Еще одним спорным моментом является обоснованность либо необоснованность (законность либо незаконность) предъявления требований к потенциальным поставщикам о представлении документов, подтверждающих их соответствие квалификационным требованиям. Как известно, перечень общих и специальных квалификационных требований, предъявляемых к потенциальному поставщику, определен пунктами 2 и 3 статьи 8 Закона. В соответствии с пунктом 9 данной статьи потенциальные поставщики, участвующие в государственных закупках, предусмотренных пунктом 1 статьи 4, статьями 30, 31, подпунктом 4) статьи 32 и статьей 36 Закона, не представляют документы, подтверждающие их соответствие квалификационным требованиям.

Действия заказчика по предъявлению требований к указанным потенциальным поставщикам о предоставлении каких-либо документов, удостоверяющих качество, технические характеристики товара, работ, услуг, лицензии являются необоснованными и могут толковаться в пользу поставщика в случае предъявления в суде требований о признании его недобросовестным поставщиком.

К сведению. Не допускается установление квалификационных требований, не предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 8 Закона, за исключением осуществления государственных закупок с применением особого и специального порядков осуществления государственных закупок способом конкурса, предусмотренных статьями 41 и 42 Закона.

Еще одним обстоятельством, которое, несомненно, должен учитывать потенциальный поставщик, является, то, что согласно пункту 8 Нормативного постановления потенциальные поставщики, не являющиеся победителями государственных закупок (официально не признанные), в случае их уклонения от заключения договора не признаются недобросовестными участниками государственных закупок.

Вместе с тем Законом предусмотрена обязанность заказчика в случае обнаружения факта нарушения потенциальным поставщиком или поставщиком Закона обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок. И здесь заказчику необходимо быть внимательным и не допускать необоснованного обращения в суд по факту нарушения, подлинность которого достоверно не проверена. Так как в соответствии с пунктом 9 Нормативного постановления суд не принимает отказ от иска и не утверждает мировое соглашение по данной категории дел. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях