Экспортные операции предпринимателей Казахстана – суть и перспективы

99
Экспортные операции предпринимателей Казахстана – суть и перспективы
Гафуров Ернар Еркенович
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, город Алматы
Суть изменений в области экспорта казахстанскими производителями, а также законодательные основы, которыми государство закрепляет права и обязанности сторон при экспорте товаров.

1.Изменения основных показателей и структуры казахстанского экспорта за последние годы

Для более полного раскрытия темы предлагаем читателям некоторые данные по результатам работы АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST».

Так, по данным заместителя председателя Правления по вопросам деятельности экспортного блока данной организации – Мейержана Майкенова – в данное время в условиях нестабильности на мировых рынках в прошлом (2014) году экспорт казахстанских товаров снизился по сравнению с 2013 годом на 7,5 %, составив 78,2 млрд долларов США. В целом на падение объемов поставок казахстанской продукции за рубеж повлияли нестабильность мировой экономики, геополитическая напряженность и сокращение внешнего спроса.

Вместе с тем Казахстан входит в число 50 крупнейших экспортеров мира. Общее число стран, с которыми Казахстан проводит экспортные операции, составляет более 110.

2.Влияние санкций западных стран в отношении России на торговый баланс Казахстана в рамках ЕАЭС

Исходя из данных официальной статистики по итогам 2014 года, товарооборот Казахстана с Россией сократился до 18,9 млрд долларов США, то есть на 20,7 % по сравнению с 2013 годом. При этом импорт снижался более быстрыми темпами, чем экспорт, – на 23 % и 12 % соответственно. Введенные западные санкции дали возможность казахстанским производителям нарастить свое присутствие на российском рынке. Ведь отсутствие таможенных барьеров, улучшение условий торговли благоприятно влияют на потенциал увеличения товарооборота между нашими странами. При этом взаимная торговля в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) даст положительную динамику для роста экспорта отечественных товаров.

3.Наиболее перспективные внешние рынки для казахстанских производителей

География экспорта Казахстана насчитывает более 110 стран. Основными рынками сбыта для экспорта сырья являются государства Европейского союза и Китай. Что касается поставок готовой казахстанской продукции, то здесь ключевую роль всегда играли и продолжают играть страны Центральной Азии и Таможенного союза. Продвижение готовой продукции является для Казахстана приоритетной задачей, и именно в эту сферу, прежде всего, направлена государственная поддержка. В рамках второй пятилетки индустриально-инновационного развития выявлено 12 приоритетных рынков (центрально-азиатские страны, приграничные регионы Российской Федерации, Китай, Иран, Афганистан, Беларусь и государства Кавказа). Совокупный спрос этих рынков, который приходится на товары пищевой отрасли, химической промышленности, машиностроения и металлургии, оценивается в 9,5 млрд долларов.

4.Отечественные компании и бренды, являющиеся примером с точки зрения успешной реализации экспортной стратегии

Для казахстанских экспортеров в качестве примера для подражания с точки зрения успешной реализации экспортной стратегии является, к примеру, производитель малотоннажных грузовиков и автобусов ТОО «Hyundai Auto Truck & Bus», который экспортирует свою продукцию в Беларусь и Кыргызстан. Не менее успешно осваивает зарубежные рынки АО «Локомотив құрастыру зауыты», поставляя локомотивы в такие страны как Таджикистан, Украина, Кыргызстан и Туркменистан. Трансформаторы, выпускаемые ТОО «Alageum electric», пользуются активным спросом на рынках России и стран Центральной Азии. ТОО «Концерн» Цесна Астык» – производитель муки и макаронных изделий реализует свою продукцию в РФ, Таджикистан и Грузию. Знаменитые кондитерские изделия АО «Рахат» успешно представлены на рынках Германии, России и Китая. Масложировая продукция ТОО «Масло-Дел» также нашла своего потребителя на российском и китайском рынках. Лекарственные препараты ТОО «Химфарм» можно купить в Кыргызстане и Узбекистане.

5.Новые инструменты господдержки экспортеров

В настоящее время проводится работа по созданию сети представительств по поддержке экспорта за рубежом, которая позволит укрепить и расширить позиции казахстанских компаний на мировых рынках. По ее итогам 8 представительств KAZNEX INVEST будут работать в приграничных регионах России, Беларуси и Ирана, а также в странах Центральной Азии и Кавказа.

Кроме того, будет расширена линейка финансовых инструментов – речь идет о предэкспортной финансово-страховой поддержке экспортеров и экспортном лизинге с приоритетом на обработанную продукцию и целевые рынки сбыта. На эти цели выделено 35 млрд тенге. В настоящий момент АО «Банк развития Казахстана» прорабатывает механизм предоставления финансирования через действующие инструменты.

6.Законодательная база под экспортные операции

Для более полного информирования о юридических аспектах экспортных операций в РК остановимся на законодательной базе, которую государство подвело под экспортные операции.

Одним из основных законодательных актов, регулирующих вопросы экспортных операций в Казахстане, являются Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан и получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту, утвержденные Постановлением Правления Национального Банка РК от 24 февраля 2012 года № 42, (далее – Правила).

Изменения в законодательстве РК, касающиеся сферы экспорта, нацелены на совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля РК, и дальнейшую либерализацию валютного режима в РК.

Правила разработаны в соответствии с Законами РК «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон), Экспортные операции предпринимателей Казахстана – суть и перспективы«О Национальном Банке Республики Казахстан» и определяют порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля, а также условия получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту (в том числе пороговое значение в отношении суммы контракта, при превышении которого требуется получение учетного номера контракта).

Что касается самого Экспортные операции предпринимателей Казахстана – суть и перспективыэкспортно-импортного валютного контроля, то это комплекс мер, осуществляемых уполномоченными банками, Национальным Банком РК (далее – Национальный Банк) и другими государственными органами в рамках их компетенции в целях обеспечения выполнения резидентами требования репатриации иностранной и национальной валюты (далее – требование репатриации).

Порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля включает основные и дополнительные процедуры (частные случаи) контроля исполнения требования репатриации и условия их завершения, обмен информацией по контрактам для целей контроля исполнения требования репатриации, а также переходные положения.

В соответствии с пунктом 7 Правил документами валютного контроля являются документы, поступающие в уполномоченный банк или филиал Национального Банка при осуществлении контроля исполнения требования по репатриации валюты:

1) заявление на получение учетного номера контракта по форме, установленной приложением 1 к настоящим Правилам, или произвольной формы по контрактам, не требующим получения учетного номера контракта;

2) контракт (оригинал или его копия) с отметкой о присвоении учетного номера для контрактов, подлежащих учетной регистрации;

3) документы, подтверждающие:

- изменение сроков и условий исполнения обязательств или сторон по контракту;

- исполнение обязательств по контракту (включая декларации на товары, документы, подтверждающие выполнение работ (оказание услуг) или перемещение товаров внутри таможенной территории Таможенного союза для экспорта или импорта);

 - соответствие банковского счета экспортера или импортера в иностранном банке счетам, указанным в подпункте 4) пункта 2 статьи 12 Закона;

4) выписки о движении денег по банковским счетам в иностранных банках, платежные и иные документы, подтверждающие и идентифицирующие платежи и (или) переводы с банковских счетов в иностранных банках;

5) лицензия, регистрационное свидетельство, свидетельство об уведомлении, паспорт сделки;

6) акт сверки по контракту.

Согласно пункту 3 Правил уполномоченные банки, а также филиалы Национального Банка осуществляют контроль исполнения требования репатриации по контрактам на сумму свыше пятидесяти тысяч долларов США в эквиваленте, за исключением случаев, указанных в подпунктах 1)- 5), 7) пункта 29 Правил.

Экспортные операции предпринимателей Казахстана – суть и перспективы 

Кроме того, обращаем внимание на существующие требования к оформлению сертификатов о происхождении товара. Основные требования установлены пунктами 23, 24 и 26 Правил по определению страны происхождения товара, оформлению, удостоверению и выдаче сертификата о происхождении товара и признании утратившими силу некоторых решений Правительства РК, утвержденных Постановлением Правительства РК от 16 июля 2014 года № 793, (далее – Правила по определению страны).

Так, пунктом 23 Правил по определению страны оформление, удостоверение и выдача сертификата о происхождении товара осуществляются по следующим формам:

1) сертификат формы «СТ-1» – на товары, вывозимые из Республики Казахстан в страны Содружества Независимых Государств;

2) сертификат формы «СТ-2» – на товары, вывозимые из Республики Казахстан в страны, с которыми совершены и действуют соглашения о свободной торговле, за исключением стран Содружества Независимых Государств;

3) сертификат формы «А» – на товары, экспортируемые в страны – члены Европейского сообщества, а также США, Канаду, Японию, Турцию, Австралию, Новую Зеландию, Швейцарию и Лихтенштейн, Норвегию в рамках Генеральной системы преференций;

       4) сертификат формы «Оригинал» – на английском или русском языках (определяет заявитель) на товары, вывозимые в страны, не указанные в подпунктах 1), 2) и 3) настоящего пункта.

В соответствии с пунктом 24 Правил по определению страны сертификат о происхождении товара оформляется, удостоверяется и выдается в течение одного рабочего дня на основании:

1) заявления физического или юридического лица о выдаче сертификата о происхождении товара, согласно приложению 4 к настоящим Правилам;

2) акта экспертизы о происхождении товара;

3) документов, подтверждающих происхождение товара, по перечню, утверждаемому уполномоченным органом.

Сертификат о происхождении товара на товары, полностью произведенные в Республики Казахстан, предусмотренные пунктом 5 Правил по определению страны, выдается на основании документов, указанных в подпунктах 1) и 3) настоящего пункта.

       Пунктом 26 Правил по определению страны предусмотрено, что сертификат о происхождении товара оформляется на бланках, имеющих степени защиты: первый экземпляр – подлинник, второй и третий экземпляры – копии. Подлинник и одна копия сертификата выдаются заявителю, а вторая копия хранится в уполномоченной организации, выдавшей сертификат о происхождении товара.

Уполномоченная организация ведет учет использования, хранения и выдачи бланков сертификата о происхождении товара в соответствии с требованиями настоящих Правил.

И еще одним основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области экспортных операций на территории РК, с которым хотелось бы вас ознакомить, является Постановление Правительства РК от 17 октября 2012 года № 1320 «О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства РК от 05 февраля 2008 года № 104 «Об утверждении номенклатуры (списка) продукции, подлежащей экспортному контролю» и от 12 июня 2008 года № 578 «Об утверждении Правил лицензирования экспорта и импорта товаров, в том числе продукции, подлежащей экспортному контролю, а также деятельности при автоматическом лицензировании импорта отдельных товаров, квалификационных требований, предъявляемых к деятельности по лицензированию и перечня товаров, экспорт и импорт которых подлежат лицензированию» (далее – Постановление).

Пунктом 1 Приложения 1 к Постановлению устанавливается следующее:

1. Квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании деятельности по экспорту и импорту товаров (далее – Требования), подлежащих экспортному контролю в соответствии с постановлением Правительства РК от 5 февраля 2008 года № 104 «Об утверждении номенклатуры (списка) продукции, подлежащей экспортному контролю» включают наличие

       - копии контракта (договора) купли-продажи или иного документа отчуждения между участниками внешнеторговой сделки, заверенной печатью и подписью заявителя;

       - копии договора между экспортером и производителем или импортером и потребителем, если в качестве заявителя выступает посредник, заверенной печатью и подписью заявителя;

       - оригинала сертификата конечного пользователя (при экспорте продукции, подлежащей экспортному контролю), выданного уполномоченным государственным органом страны-получателя, содержащего обязательства страны-получателя об использовании импортируемой из РК продукции только для нужд этой страны и недопущении ее реэкспорта или передачи в третьи страны без согласия казахстанской стороны.

Далее в Постановлении указывается перечень требований при экспортных операциях различного происхождения, рода и вида с подробным описанием таковых.

Таким образом, в данной статье мы раскрыли суть изменений в области экспорта казахстанскими производителями, а также законодательные основы, которыми государство закрепляет права и обязанности сторон при экспорте товаров.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях