Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)

7
Гафуров Ернар Еркенович
Эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», юрист, город Алматы
По данным сайта Евразийской экономической комиссии, в Российской Федерации действуют 1 026 органов по сертификации и 1 699 испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, осуществляющих оценку соответствия продукции, включенной в Единый перечень. Данная продукция подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620.

По данным сайта Евразийской экономической комиссии, в Российской Федерации действуют 1 026 органов по сертификации и 1 699 испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, осуществляющих оценку соответствия продукции, включенной в Единый перечень. Данная продукция подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620. Также в Российской Федерации действуют 758 органов по сертификации и 1 553 испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, осуществляющих оценку соответствия продукции требованиям Технических регламентов Таможенного союза (далее – Технические регламенты). В Республике Беларусь действуют 55 органов по сертификации и 358 испытательных лабораторий (центров) по Единому перечню, а также 49 органов по сертификации и 240 испытательных лабораторий (центров) по Техническим регламентам. Что касается РК, то у нас действуют 105 органов по сертификации и 637 испытательных лабораторий (центров) по Единому перечню, а также 75 органов по сертификации и 209 испытательных лабораторий по Техническим регламентам.

Наибольшее количество аккредитованных органов находится в Российской Федерации, с общим количеством 5 036 единиц. Вторую позицию занимает РК, с общим количеством 1 026 единиц. И третья строчка принадлежит Республике Беларусь, с общим количеством 702 единицы.

Правовые аспекты, касающиеся проведения государственных закупок с участием иностранных компаний.

В соответствии с подпунктом 29) статьи 1 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон) поставщик – физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо (за исключением государственных учреждений, если иное не установлено законами РК), временное объединение юридических лиц (консорциум), выступающее в качестве контрагента заказчика в заключенном с ним договоре о государственных закупках. Физическое лицо, не являющееся субъектом предпринимательской деятельности, может являться поставщиком в случае, предусмотренном Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)подпунктом 5) пункта 3 статьи 41 Закона.

Согласно подпункту 32) статьи 1 Закона заказчики – государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними юридические лица, осуществляющие приобретение товаров, работ, услуг в соответствии с Законом, а также гражданским законодательством РК, за исключением национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных управляющих компаний, национальных компаний и аффилиированных с ними юридических лиц, Национального Банка РК, его ведомств и юридических лиц, в отношении которых он является учредителем (уполномоченным органом) либо акционером.

В соответствии с законодательством РК, если в нормативных правовых актах прямо не устанавливается ограничение на осуществление тех или иных действий, либо на местонахождение или место исполнения того или иного лица или тех или иных обстоятельств, соответственно таких ограничений не существует.

Исходя из этого, можем утверждать, что иностранные юридические лица вместе с резидентами РК вправе участвовать в государственных закупках на общих основаниях.

Вместе с тем следует отметить, что учитывая вышеприведенную норму подпункта 32) статьи 1 Закона, иностранное юридическое лицо не может являться заказчиком в государственных закупках, поскольку заказчиками являются государственные органы и организации, которые в свою очередь никак не могут быть резидентами иностранного государства.

Соответственно мы делаем вывод, что иностранное юридическое лицо вправе участвовать в государственных закупках, проводимых на территории РК, с одним лишь ограничением, что такое лицо имеет право быть только одной из сторон договора о государственных закупках – поставщиком.

Далее рассмотрим, как отражается создание и действие Таможенного союза на проведении государственных закупок с участием иностранных компаний?

Как уже было указано выше, иностранные компании в Казахстане могут участвовать в государственных закупках только в качестве поставщиков.

Пунктом 1 статьи 306 Кодекса РК «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее – Таможенный кодекс ТС) установлено, что в целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

1) Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)выпуск для внутреннего потребления;

2) Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)экспорт;

3) Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)таможенный транзит;

4) Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)таможенный склад;

5) Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)переработка на таможенной территории;

6) Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)переработка вне таможенной территории;

7) Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)переработка для внутреннего потребления;

8) Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)временный ввоз (допуск);

9) Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)временный вывоз;

10) Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)реимпорт;

11) Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)реэкспорт;

12) Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)беспошлинная торговля;

13) Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)уничтожение;

14) Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)отказ в пользу государства;

15) Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)свободная таможенная зона;

16) Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер нетарифного регулирования).

Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть) 

Таможенные процедуры, указанные в подпунктах 15) и 16) пункта 1 статьи 306 Таможенного кодекса ТС, устанавливаются международными договорами государств – членов Таможенного союза.

Участники аккредитованных органов в рамках Таможенного союза. Проведение государственных закупок с участием иностранных компаний (2-я часть)Специальная таможенная процедура устанавливается Таможенным кодексом ТС в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии.

Статьей 10 «Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» от 18 июня 2010 года, подписанного в г. Санкт-Петербурге, (далее – Соглашение) установлено следующее:

Свободная таможенная зона – таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров Таможенного союза.

Вместе с тем в пунктах 1 и 2 статьи 8 Соглашения указано:

Таможенная процедура свободного склада – таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

Законодательством государства – члена Таможенного союза может быть установлено, что товары таможенного союза не помещаются под таможенную процедуру свободного склада.

Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, сохраняют статус иностранных товаров, а товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, сохраняют статус товаров таможенного союза.

Товары, изготовленные (полученные) из товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, приобретают статус товаров таможенного союза.

Из вышеизложенного следует, что иностранные компании – поставщики, намеревающиеся участвовать в государственных закупках на территории РК, с созданием Таможенного союза получают определенные льготы, а именно:

1) товары, работы, услуги иностранных компаний размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования;

2) товары, работы, услуги иностранных компаний размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

С созданием и дальнейшим усовершенствованием деятельности Таможенного союза открылись и создаются более благоприятные условия для иностранных компаний по поставке товаров в Республику Казахстан и участия в государственных закупках согласно требованиям действующего законодательства. Данное обстоятельство открывает возможности для обмена информацией, развития партнерских отношений как внутри государств – членов Таможенного союза, так и в отношениях с третьими странами, не являющимися членами Таможенного союза. А это уже, в свою очередь, приводит к улучшению экономических показателей нашего государства и создает условия для повышения конкурентоспособности наших внутренних товаропроизводителей и поставщиков работ и услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что с созданием Таможенного союза в странах государств – членов Таможенного союза были созданы органы по аккредитации и испытательные лаборатории (центры), осуществляющие оценку соответствия продукции по Перечню товаров продукции, утвержденному специальными Соглашениями стран – членов Таможенного союза и Техническим регламентом Таможенного союза. Также были созданы перспективы иностранным компаниям для их участия в государственных закупках и соответственно поставки товаров, работ, услуг на внутренние рынки стран – участниц Таможенного союза.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях