Камеральный контроль в государственных закупках(1-я часть)

355
Предпосылки для установления камерального контроля в государственных закупках. Экономическая система нашего государства развивается и крепнет. Одним из основных направлений в этом развитии являются конкурентные закупки (государственные закупки), где заказчиком выступают государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица, а исполнителями – юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Предпосылки для установления камерального контроля в государственных закупках

Экономическая система нашего государства развивается и крепнет. Одним из основных направлений в этом развитии являются конкурентные закупки (государственные закупки), где заказчиком выступают государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица, а исполнителями – юридические лица и индивидуальные предприниматели.

К сожалению, участие в государственных закупках в настоящее время пока напоминает«бег с препятствиями», когдапоставщики, участвуя в конкурсе, не уверены, что дойдут до финиша, потому что конкурсная комиссия может отклонить конкурсную заявку практически по любым основаниям. В свою очередь организаторы, объявляя конкурс, тоже не уверены, что участники будут добросовестными и профессиональными.

К сведению! Изначально сама система государственных закупок была задумана как свободная, прозрачная форма купли-продажи, когда заказчики на всеобщее обозрение выставляют свои годовые потребности в товарах, работах или услугах, а добросовестныепотенциальные поставщики имеют возможность участвовать в любых закупках, в любом регионе нашей страны на принципах добросовестной конкуренции.

На практике оказалось, что поставщики не все добросовестные, и заказчикам приходится «бороться» с ними, то есть терять свое время, деньги, а зачастую и отказываться от закупки, поскольку время упущено. С другой стороны, многие добросовестные поставщики не могут принять участие в закупках, потому что заказчики по надуманным основаниям отклоняют их заявки.

Почему же так происходит?Причин много. Перечислим некоторые из них.

1. Существующие Правила осуществления государственных закупок и Закон РК «О государственных закупках» (далее – Закон) не дают исчерпывающих ответов на вопросы, которые возникают при подготовке конкурсных документов, как для заказчиков, так и для поставщиков. Таким образом, правоприменительная практика складывается исключительно индивидуально для различных отраслей экономики, департаментов, отдельных групп предприятий, административно-территориальных единиц, и т. д. Другими словами, повсеместно складывается своя, индивидуальная практика проведения государственных закупок.

Дополнительную сложность создают определенные требования некоторыхведомственных документов, которые не входят в нормативно-правовую базу РК, в результате чего на практике корректируются нормы гражданского законодательства и законодательства о государственных закупках. Это касается способов финансирования, бухгалтерского учета, подчиненности предприятий по вертикали, а также работы на официальном портале и т. д.

2. В настоящее время законодательство о государственных закупках не дает шансов потенциальным поставщикам ошибаться при участии в закупках.

Пример!Если уж потенциальный поставщик опубликовал свою заявку на веб-портале в закупках способом запроса ценовых предложений, то законно он не может отказаться от нее после подведения итогов, а организаторы не имеют законных оснований для отклонения таких заявок.

3. До сих пор нет официального комментария к Закону и к Правилам осуществления государственных закупок. Имеющееся нормативное Постановление Верховного Суда РК о применении законодательства о государственных закупках так же не дает ответов на многие вопросы, тем более что законодательство в сфере государственных закупок меняется довольно часто.

Безусловно, эти проблемы не останавливают процесс закупок, но участники закупок зачастую подвергают себя риску, принимая те или иные решения.

Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в журнале«Государственный заказ. Вопросы и ответы»

Источник: Журнал «Государственный заказ. Вопросы и Ответы», № 5 – 2016



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Нравится ли вам наш новый сайт?

  • Да 100%
  • Нет 0%
  • Не знакомы со старым сайтом 0%
Другие опросы

Рассылка






© 2007–2016  «Госзакупки  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Госзакупки МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях